В конце мая российские старшеклассники выиграли 7 из 500 наград крупнейшего международного конкурса научно-инженерных проектов Intel ISEF в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). Четверо наших ребят стали лауреатами основных премий: 2-е место по химии, 3-е по математике и двое взяли 4-е по компьютерным наукам. Три наших проекта получили спецпремии. А по большому счету выиграли все 29 участников российской сборной.
На самом деле, в «детском» состязании научно-инженерных проектов Intel ISEF все по-взрослому. Число финалистов из 70 стран на нынешнем, 65-м Всемирном конкурсе научных достижений школьников перевалило за 1,7 тыс. человек. Общий призовой фонд превысил $5 млн. А среди взрослых – членов жюри и участников торжественных церемоний открытия и закрытия конкурса – оказались известнейшие ученые, включая лауреатов Нобелевской премии.
Главный приз в $75 тыс. выиграл 15-летний Натан Хан из Бостона (США): он создал программный инструмент для изучения мутаций гена, связанного с раком груди. Были и другие интереснейшие открытия: например, новые пути доставки лекарств к раковым опухолям, разработанные, к слову сказать, школьницами из Новосибирска. Или способ превращения мобильного телефона в мышь компьютера без установления специального программного обеспечения. Или пути использования браузера как вычисляющего элемента при работе на компьютере не на 10%, как сейчас, а хоть на все 100% - всех и не перечислишь.
В общей сложности призерами и победителями ISEF в разных номинациях стали 500 старшеклассников мира. Полученные ими награды составили от $ 300 до $ 50 000. В том числе семь достались членам российской сборной: четверо наших ребят стали лауреатами основных конкурсов, а еще три проекта выиграли специальные. (Всего в финал вышли 29 россиян - авторы 21 проекта). Однако главное – совсем не деньги, единодушно заверили РОСВУЗ участники:
- Это - опыт, который меняет всю твою жизнь,- призналась РОСВУЗу победитель основного конкурса по физике Микаэла Брчнелова из Словакии. А член жюри 2014 года по физике, доцент МГУ им. Ломоносова Сергей Сергеев уточнил: «Здесь ребята видят, что можно быть успешным и креативным. Это окрыляет! Ребенок, который попадает сюда, не сможет жить по-старому: для него открываются новые горизонты, он приобщается к культуре и движется вперед семимильными шагами».
В известной мере этому способствует принятый на конкурсе тон общения с юными коллегами даже самых именитых ученых: без снисходительности, на равных, но и без напыщенной псевдонаучности – будь то об инженерных исследованиях или о том, как прогнозы на будущее это будущее меняют. Причем, взрослым этот разговор интересен не меньше, чем детям, поделился с РОСВУЗом нобелевский лауреат 2002 года в области физиологии и медицины Роберт Горвиц:
- Иметь дело с юными учеными — значит, иметь дело с будущим. А это очень интересно! Они предлагают массу революционных, креативных идей - от самых отвлеченных, интеллектуальных, чисто теоретических до инженерно-прикладных. В прошлом году, например, мальчик 16-17 лет изобрел для своего дедушки, пораженного болезнью Паркинсона, несложную технологию, как пользоваться мышью компьютера, если трясутся руки. Так что это здорово со всех точек зрения - интеллектуальной, производственной, или общественной.
Подобные конкурсы, по словам Нобелевского лауреата, решают и другую важнейшую задачу - прививают детям интерес к науке. Скажем больше: способствуют формированию мировой научной элиты будущего. И в этой связи не может не волновать вопрос, в какой стране эта элита будет работать.
Правда, у организаторов конкурса, заверила исполнительный директор фонда Intel Венди Хокинс, «нет намерений, чтобы победители не возвращались к себе на родину, а оставались здесь: наша цель - способствовать расширению их участия в международных проектах». Однако одна из российских победительниц – выпускница московского лицея Катя Куценок (2-е место в основном конкурсе по органической химии за синтез вакцины от синегнойной палочки) призналась РОСВУЗу, что ее уже пригласили учиться в Калифорнийский университет.
Катя пока отказалась: ее мечта химфак МГУ – по крайней мере, на уровне бакалавриата, а об учебе за рубежом она готова подумать лишь в магистратуре или аспирантуре. Но многие другие готовы уехать учиться из России уже сейчас. И, как показывает практика, уже не вернутся сюда работать. И будут получать Нобелевские премии под флагами других стран. Не настало ли время и у нас создать эффективную систему развития и поддержки талантов?