Российская школа переживает чудовищный всплеск насилия — физического и виртуального. При этом прогремевшие на всю страну ЧП с побоями, нанесенными учительнице в Санкт-Петербурге одним из папаш, или резни, устроенной девятиклассником в своей школе Улан-Удэ — лишь верхушка айсберга: по последним данным, 70% российских учителей лично сталкивались со школьным насилием, причем, половина — неоднократно, констатировали на этой неделе участники международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
По сути дела, так или иначе школьное насилие касается всех, ибо «не все попадают в больницы, а вот в школы попадают все,- резонно отметил член президентского Совета по культуре и искусству, вице-президент Лиги образования и директор столичной школы «Класс-центр» Сергей Казарновский.- Между тем, более конфликтного места, чем школа, сегодня нет».
«Агрессия и ненависть в школе принимают такие масштабы, что относиться к этому явлению по-прежнему уже нельзя»,- поддержала глава Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова.
И, прежде всего, «надо перезагрузить отношения в школе,- заявила замдиректора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Лариса Фальковская. Так, в программы педвузов экстренно возвращается изъятые было оттуда курсы возрастной психологии и физиологии. А то сейчас учителя попросту не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях, а в итоге не гасят, а раздувают возникшие проблемы. В частности, как установила министерская комиссия, прибывшая в Улан-Удэ после разыгравшейся там трагедии, «вооруженный топором девятиклассник целенаправленно шел к конкретному учителю. Как оказалось, в каждой клеточке журнала против его фамилии сплошняком, без пропусков стояли «двойки». А семья его не поддержала: отчим лишь сказал: «Разбирайся сам со своими проблемами». Вот он и разобрался»,- рассказала она.
Действительно, по последним данным ВШЭ, 70% российских учителей на собственном опыте сталкивались с буллингом (травлей), причем 50% - неоднократно. Похожую картину дают и опросы школьников, рассказал главред «Учительской газеты» Петр Положевец. Так, 61% российских учащихся заявили о периодических унижениях, которым подвергаются их сверстники (для сравнения в Финляндии этот показатель составляет 42%), а 21% восьмиклассников утверждают, что их то и дело угрожают избить. Еще популярнее в нашей школе такой вид травли, как порча личных вещей жертвы — у нас этот показатель составляет 25%, в то время как, скажем, в Корее всего 5%. А уж по части размещения в интернете унижающих фотографий и текстов российские школьники являются безусловными лидерами.
Особенно ужасно, что все чаще агрессия школьников направляется не только против сверстников, но против учителей: в том, что стали ее жертвами признались 3% опрошенных педагогов. А вот школьники становятся у нас объектом агрессии учителей втрое реже: об этом заявил лишь 1% опрошенных учащихся.
Пугает и демонстративность унижений и травли жертв школьного буллинга: агрессоры «не перестают выкладывать записи избиений и издевательств в интернет. И хотя именно эти материалы потом становятся основанием для вмешательства правоохранительных органов и уголовного преследования, это продолжается во имя той самой демонстративности»,- отметил уполномоченный по права ребенка в Москве Евгений Бунимович. Единственное, что, по его словам, может спасти — это «базовая вещь: уважение человеческого достоинства ребенка и воспитание у него чувства самоуважения. Без этого ничего не выйдет!» Но кто и как это будет делать?
Родителям не до детей. А многие вдобавок не видят ничего дурного в том, чтобы лупить своих отпрысков - чего же удивляться, что по опросу 2010 года, многие москвичей считают насилие нормой?! Школе возиться с взращиванием чувства собственного достоинства в детях тоже недосуг: она ориентируется не на эти абстрактные категории, а на конкретные места в рейтингах, приносящие конкретное дополнительное финансирование. Ну а властям и вовсе не до того: в их повестке дня — добиться единообразия школьных программ.