В ближайшее время Госдума рассмотрит новый законопроект об отмене ЕГЭ. Правда, как признался автор, зампред думского комитета по образованию и науке Борис Чернышов, сам он после школы сдал единые госэкзамены вполне прилично, в результате чего поступил в выбранный вуз. Так что лично у него претензий нет. А вот избиратели, по его словам, протестуют, что и дало толчок данной законодательной инициативе. Впрочем, поддерживают ее далеко не все эксперты. Да и сам автор пока не смог предложить современной альтернативы ЕГЭ — лишь возврат прежней системы школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов.
Наверное, ни одна другая постсоветская реформа не баламутила нашего общества сильнее, чем введение ЕГЭ. И пусть за полтора десятилетия, прошедших с той поры, к единым госэкзаменам успели привыкнуть, а сами они изменились до неузнаваемости! Попытки отменить их продолжаются до сих пор: теперь вот и депутат Чернышов отметился.
Сам он заканчивал школу уже при ЕГЭ, а потому имеет личный опыт. И вот какой: «Я своими результатами доволен: по 78 баллов по истории и по обществознанию, а по русскому точно не помню какие, но тоже высокие: 18 баллов за часть «С» (самые сложные задания тогдашней модели - РОСВУЗ). В итоге смог поступить туда, куда хотел - в один из лучших столичных университетов».
Однако во благо народу ЕГЭ все же подлежит отмене, настаивает депутат:
«Нынешний ЕГЭ не устраивает людей! Как свидетельствуют обращения в Госдуму и мои встречи с избирателями, он вызывает стресс у родителей, учителей и детей, а подготовка к нему требует репетиторов, т.к. средняя школа, особенно, региональная, не может дать нужной подготовки. Кроме того, из-за ЕГЭ ученики выпускных классов ориентируются лишь на 3-4 предмета, забросив занятия по остальным. Да и зачисление в вузы идет не по одним результатам ЕГЭ, но также по собственным экзаменам вузов и по их олимпиадам, к которым через своих репетиторов они сами и готовят. А тут не должно быть разнобоя,- подчеркнул Чернышов РОСВУЗу.- Надо либо, чтобы все вузы принимали дополнительные экзамены, либо никто. Система должна быть универсальной! А то ЕГЭ, с одной стороны, считается единым, а, с другой, дополняется массой всякого разного».
Единственное, что до конца неясно автору законопроекта — чем заменить ЕГЭ. Все, что на данный момент он готов предложить — полный возврат прежней системы выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе. Впрочем, ко второму чтению в Госдуме могут появиться новые предложения, надеются сторонники идеи. Например, в виде «проверки уровня интеллекта школьника техническими способами»: исключение человеческого (коррупционного) фактора путем замены экзаменаторов новейшими техническими девайсами, предположил Чернышов РОСВУЗу.
Правда, оппоненты Чернышова возражают, что именно этим путем и идет сейчас система ЕГЭ. Причем, идет довольно успешно, напомнила член Общественной палаты Людмила Дудова: «Кроме того, нельзя согласиться и с тем, что сдача ЕГЭ сопряжена для школьников с каким-то особым стрессом — очевидно же, что стресс вызывает любой экзамен, независимо от его формы. Да и социальной роли ЕГЭ нельзя отрицать: именно он дал возможность школьникам из самых отдаленных уголков России поступать в любые вузы страны, включая ведущие».
Вызывает депутатская инициатива и другие вопросы. Главный из них — правильно ли ломать заметно улучшенную (что признает и сам Чернышов) систему итоговой аттестации наново, а, сломав, вернуться к исходной точке разгула вузовской коррупции, не выработав за 15 потерянных лет никакого оружия по борьбе с этим злом? Нет ответа, констатируют оппоненты.
При этом особенно важно иметь в виду, что за 15 лет заметно изменилось отношение к ЕГЭ в обществе. По данным директора фонда общественного мониторинга «Национальные ресурсы образования» Татьяны Половковой, проблематикой ЕГЭ сегодня интересуется лишь каждый десятый из опрошенных школьников 13-18 лет. Остальных гораздо сильнее занимают иные проблемы, включая дизайн школьной формы. Что же касается ЕГЭ, то здесь учащиеся больше всего опасаются как раз слишком частой смены процедуры итоговой аттестации.
О том же свидетельствуют итоги последнего, мартовского исследования ВЦИОМ. Положительную роль ЕГЭ как экзамена, облегчившего для большинства выпускников поступление в вуз, отмечают 43% респондентов; 27% считают, что поступать стало сложнее и 18% - что ЕГЭ не повлиял на доступность поступления. При этом россияне не боятся ЕГЭ и не воспринимают его как экзамен, который «невозможно сдать»: Свыше половины (55%) уверены, что получили бы на ЕГЭ высокую оценку: 7% - «отлично» и 48% - «хорошо».
Стоит ли при таком раскладе начинать очередную глобальную ломку?