Насколько педагоги дошкольного обучения удовлетворены своей работой, проверили эксперты Института образования НИУ ВШЭ в ходе мониторинга экономики образования в 2016/2017 учебном году. В сравнении с аналогичными замерами 2012 года, как уточнили исследователи РОСВУЗу, мнение педагогов дошкольного образования о собственном месте работы улучшилось. Ранее 60% воспитателей связывали ожидания и перспективы с работой на своем нынешнем месте, теперь – 76.2%. Сменить место работы хотели бы 15.8%, однако реально ищут или уже нашли другую работу только 1.2%.
По мнению научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, на настроениях работников системы дошкольного образования позитивно отразились изменения, которые начались в 2013 году: дошкольную подготовку признали уровнем образования и ввели федеральные государственные образовательный стандарты (ФГОСы) для этого уровня образования. Тогда же началось повышение зарплаты воспитателям, сегодня она составляет 75-80% зарплаты учителя в школе. Так, по данным мониторинга, в 2017 году ежемесячные доходы воспитателей государственных (муниципальных) детских садов выросли на 9% – до 19 842 руб., в частном секторе рост составил 15% – до 21 026 руб. Однако в то же время, «К сожалению, вспомогательному персоналу – помощникам воспитателя, блоку организации питания, логопедам и медперсоналу, чья роль в жизни дошкольного учреждения чрезвычайно велика, – оплату почти нигде не подняли. Такая ситуация может приводить к напряжению в коллективе, который работает как единый организм. Мы сейчас готовим обоснование увеличения оплаты вспомогательного персонала»,- отметила профессор Института образования Ирина Абанкина.
Впрочем, у роста оплаты труда есть обратная сторона. Об увеличении нагрузки заявляют 51% воспитателей государственных детских садов, 26% – в частном секторе: «Раньше предельная наполняемость была 15 человек для младших групп, с трех лет – двадцать. После исключения этого параметра из СанПиНов наполняемость групп по свидетельству воспитателей достигает 25-26 человек, – поясняет Ирина Абанкина. – В некоторых регионах доходит до 40». Кроме того, у авторов мониторинга вызывает тревогу тот факт, что среднее время, которое педагог использует для занятий с детьми, постепенно снижается как в государственных, так и в частных образовательных организациях. В государственных – снижение с 23 до 17 часов, в частных – с 33 часов в 2014 году до 23 часов в 2017 году.