Опыт российских университетов в области образования инвалидов является уникальным и должен приоритетно использоваться для развития международных гуманитарных стандартов, считает генеральный секретарь РСР, член президентской комиссии по делам инвалидов Ольга Каширина.
Суть российского академического подхода – переход от пассивной социальной поддержки к активной социализации. Он и определяет успех включения инвалида в общественно-экономические процессы, подчеркнула она РОСВУЗу: «Мы исходим из приоритета полной социализации инвалида, в которой он – самостоятельный профессионал и инициативный участник общественной жизни».
За прошедшие десятилетия российскими университетами разработаны уникальные методики профессионального образования лиц с ограничениями здоровья, признанные в различных странах мира. Их успех, по словам Кашириной, прежде всего, связан с ранней академической поддержкой инвалида: «Начиная с дошкольного этапа, далее – в школе, ссузе, вузе – педагоги и академические тьюторы призваны сформировать активный характер инвалида, дать ему знания и помочь сделать выбор, который позволит в будущем конкурировать на равных».
Необходима лишь эффективная система обеспечения последующей профессиональной самостоятельности молодых специалистов с ограниченными возможностями. Ее образцом, по словам генсека РСР, может стать партнерство вузов и работодателей, достигнутое в программе «Талант преодоления»: «Наша программа воплощает принцип неразрывности образовательной и профессиональной траекторий. Ведь действительную возможность реализовать себя молодому инвалиду дает профессия, стало быть – работодатель. Поэтому в рамках «Таланта преодоления» мы сформировали партнерство с Союзом машиностроителей России и другими отраслевыми организациями, предприятия которых создают рабочие места для студентов и выпускников с инвалидностью».