С момента появления в Российском государственном гуманитарном университете нового руководства в лице и.о. ректора Александра Безбородова прошел лишь месяц. Период, предшествовавший этому событию, был бурным: предыдущий ректор РГГУ продержался у власти всего один год и покинул свой пост накануне 1 сентября. О проблемах, стоящих перед РГГУ и российским гуманитарным образованием в целом, о нюансах отношений с министром-гуманитарием и о введении обязательного ЕГЭ по истории в своем первом интервью после назначения Александр Безбородов рассказал РОСВУЗу.
- РОСВУЗ: Александр Борисович, не жалеете, что согласились возглавить РГГУ? Ректорская миссия в нынешних непростых условиях - не из легких!
- Я проработал три года проректором РГГУ по учебной работе, а последний год — первым проректором – проректором по учебной работе, так что какой-то опыт был. Была и внутренняя готовность к более интенсивному труду, к приложению опыта к более масштабной цели. Тем не менее, стать ректором, даже с приставкой и.о. - большое испытание. Изменился весь график моей работы, меняются отношения с коллегами, ведь сейчас я вынужден как помогать людям, так и чаще спрашивать с них. Да и система высшего образования, особенно, гуманитарного, переживает весьма динамичные времена. А это ставит перед ректорским корпусом дополнительные вызовы.
- Коллектив вуза Вас принял без проблем?
- В целом да. И теперь мы вместе готовимся к выборам ректора, а затем, надеюсь, достойно их проведем. Думаю, выборы состоятся в согласованное с Министерством образования и науки время.
- Вы возглавляете не только вуз, но и комиссию разработчиков заданий ЕГЭ по истории. Как Вам идея сделать этот экзамен обязательным?
- Через несколько лет это действительно может произойти. Правда, по данным опросов, уровень исторического образования россиян невысок. Многие, к примеру, не могут даже ответить, кого свергли большевики в 1917 году, и это позволяет спрогнозировать, что превращение экзамена в обязательный даст просадку качества ответов. Выход один: срочно начать соответствующую подготовку школьников и учителей. Возможно разделение ЕГЭ по истории на базовый и профильный. Но пока этот вариант не обсуждался.
- Привычных нам мужчин-технарей на посту министра образования и науки впервые сменила женщина-гуманитарий, историк. Это случайность или запрос общества? Легче ли стало жить сейчас гуманитарным вузам?
- Думаю, это не случайность: в обществе накопилась потребность в гуманитаризации образования и повышении статуса гуманитарной науки. Конечно, мы, гуманитарии, ощутили, что работаем с новым министром на одной волне. Например, мы едины в подходах к воспитанию и обучению, ведь без воспитания в гуманитарном образовании нечего делать! В последний год с небольшим Минобрнауки во главе с Ольгой Юрьевной Васильевой инициировало ряд чрезвычайно значимых процессов в российском образовании. Происходит поворот общества и государства к учителю, его профессиональным запросам и условиям труда. Обозначены и решаются крупные задачи в гуманитарном образовании, связанные с его более интенсивным выходом на социальные практики и инновационные технологии, а также с экспортом образовательных услуг. Принципиально важной является деятельность министерства по активному совершенствованию предметного содержания в преподавании гуманитарных, социальных дисциплин и не только их. Чрезвычайно важными инструментами в этой работе выступают основанные на современных подходах стандарты и написанные на их базе примерные образовательные программы. Кроме того, министерство стало теснее, чем раньше, взаимодействовать с общественными и государственными структурами. Все это выводит высшее образование России на качественно новый уровень решения государственных задач.
- Как я поняла, в РГГУ накопилось немало проблем. С чего начнете?
- Много внимания требует имущественный вопрос. РГГУ был создан в 1991 году на базе МГИАИ, выпускником которого я, кстати, являюсь. Это нынешнее подразделение РГГУ находится в пяти минутах ходьбы от Красной площади, и, конечно, хочется, чтобы на «пять с плюсом» выглядел не только фасад этого исторического здания. Или взять оптимизацию сети филиалов РГГУ. Было время, когда работа некоторых из них фактически дискредитировала вуз. Правда, сейчас из более 40 филиалов осталось 4. Но наша цель сохранить лишь 1-2 самых лучших.
- Какие еще «узкие места» требуют срочной расшивки?
- Прежде всего, менеджмент, включая уровень ректората, должен стать более эффективным. Другое важнейшее направление — эффективный контракт. Уже в 4-м квартале мы должны довести средние зарплаты преподавателей до 180% по сравнению со среднемесячными показателем по Москве, а в 1-м квартале 2018 года — до 200%! Задача нелегкая: для ее выполнения потребуется более интенсивная работа и оптимизация малых структур, не говоря об отказе от неоправданного увеличения учебной нагрузки. Правда, понимание, что финансовая эффективность работы вуза — не чей-то каприз, а насущная потребность, ведущий тренд современной жизни, в целом есть. Социальная защищенность преподавателей также сохраняется. Но ее сейчас надо подкреплять эффективной работой. А отсюда — ставка на повышение конкурентоспособности. Мы, например, открыли направление «Гуманитарная миссия России на Ближнем Востоке», где изучаются международное гуманитарное право, история Ближнего Востока и др. - будем готовить специалистов для работы в данном регионе. Пока, понятно, речи об их направлении туда не идет. Но придет время, и они понадобятся в большом количестве. Наконец, надо обязательно повышать качество образования, чему сплошь и рядом мешают всяческие лоббисты. Приходят, например, и говорят: а давайте и мы, как другие вузы, понизим при зачислении порог минимального балла ЕГЭ! Да зачем же нам слабые студенты, которых все равно отчислят в ближайшую сессию?! Правильнее работать на набор лучших абитуриентов весь предшествующий учебный год - ездить по школам, заинтересовывать ребят интересной информацией о РГГУ в интернете, что мы и делаем.
- Отражают ли качество вуза критерии мониторинга его эффективности?
- Эти критерии мобилизуют руководство вузов, и уже потому полезны. Взять хотя бы показатель среднего балла ЕГЭ: он реально отражает уровень подготовки абитуриентов! А вот с «остепененностью» преподавателей есть проблемы: очень сложно сейчас защищаются докторские диссертации. Но я считаю, что человеку со степенью - при условии, конечно, что сам написал диссертацию - легче преподавать.
- Вы упомянули революцию 1917 года. В этом году мы отмечаем ее 100-летие. Каковы, на взгляд историка, роль и значение этого события в мире?
- Одно то, что и через 100 лет эту тему поднимают с таким интересом, уже доказывает, что революция, которую сегодня называют Великой русской, является величайшим событием в истории. В стране огромный интерес к персоналиям — Ленин, Троцкий, Николай II. (Впрочем, в последнем случае его, похоже, подогрели события, развернувшиеся вокруг известного фильма). Плохо только, что героев той эпохи у нас заидеологизировали, заштамповали. А подход к изучению событий должен быть научным, объективным, без политизации. Нужно изучать повседневность, персоналии и, конечно же, публиковать источники - Ленина, Троцкого, документы, связанные с историей международного коммунистического движения. Вот тогда мы и покажем, насколько зрелым стало наше общество.