Наконец-то прояснились детали проведения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-х классах (ГИА-9), введенной в первых 19 регионах России уже в этом году. Испытание, состоящее из 4 заданий, получит статус итогового собеседования по русскому и станет допуском к сдаче ГИА. При этом впервые со времен царской России, подчеркнула глава федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько, на этом экзамене будет проверяться не подготовленная заранее, а спонтанная речь учащихся.
Специалисты бьют тревогу: общаясь с окружающим миром в основном путем электронной переписки, сегодняшний подростки практически разучилось говорить. Закреплению этого негативного тренда способствовал и перевод всех школьных экзаменов в письменную форму. И вот теперь спохватились. С этого года в ГИА-9 по русскому языку в первых 19 российских регионах впервые вводится устная, разговорная часть. Причем, сдавать ее в пилотном режиме там будут совсем скоро - в сентябре-октябре нынешнего, 2017 года.
Максимально за итоговое собеседование по русскому языку можно будет набрать 14 баллов, хотя для зачета, являющегося допуском к сдаче ГИА-9, (аналогичную роль допуска к ЕГЭ-11 играет сейчас итоговое сочинение) достаточно 8. При этом «впервые с дореволюционных времен мы проверяем спонтанную речь,- подчеркнула Цыбулько.- Поэтому на все испытание отводится 15 минут, в том числе на подготовку к ответу — не более 2-х минут».
Конечно, работать на таком экзамене придется интенсивно. Но быстрый темп, в котором пойдет новое испытание, уравновешивается тем фактом, что сдается оно не в «чужих» пунктах проведения экзаменов, а в своих школах и своим же учителям.
Всего в собеседование войдут четыре задания. Первые два связаны с предложенным текстом, который надо сначала прочитать вслух, а затем пересказать экзаменатору, причем имеющуюся в отрывке цитату — максимально близко к тексту. (Все тексты посвящены выдающимся россиянам: например, первому космонавту земли Юрию Гагарину, великому хирургу Николаю Пирогову, доктору Лизе или легендарному советскому хоккеисту Валерию Харламову).
Казалось бы, чего проще. Однако на самом деле получить максимальный балл будет не так легко, предупреждает Цыбулько: «Во всех текстах содержится определенное количество микротем, которые при пересказе надо упомянуть. Между тем, по оценкам специалистов, лишь 20% учащихся данной возрастной категории умеют пересказать текст, не упустив ни одной. Да и прочитать без ошибок числа, обязательно имеющиеся во всех контрольных текстах, способны далеко не все». Впрочем, подчеркнула она РОСВУЗу, прошлогодние результаты ребят из трех самых первых регионов, опробовавших на себе устную часть ГИА по русскому (Татарстан, Чечня и Московская область), «показали более высокие результаты».
Два оставшихся задания устной части ГИА-9 по русскому — это, по определению разработчиков, «разговор с ребенком о нем самом. Вначале идет монолог ученика - он должен выбрать картинку и ответить на вопросы по одной из предложенных тем (в обнародованной демоверсии предлагаются такие: «Праздник», «Поход (экскурсия)» и «Всегда ли нужно следовать моде»). А затем — вступить в диалог с экзаменатором и провести по этой теме беседу».
Примечательно, что для экзаменатора-собеседника, как оказалось, предусмотрены специальные «поддерживающие карточки» с наводящими вопросами, которые тот должен задать школьнику, и которые видны только педагогу. Их наличие, разумеется, можно объяснить гарантией единообразия подходов ко всем детям при проведении экзамена. Но в то же время закрадывается подозрение: а способны ли сегодня сами педагоги вести полноценный устный диалог? Ведь многие из них также являются представителями «поколения больших пальцев», предпочитающего всем видам общения электронное.