7 сентября в Москве открылось одно из ведущих образовательных мероприятий года — международный форум «Город образования». Участие в его работе приняли представители десятков стран от Китая до Германии, от Сингапура до Австрии и от Перу до Белоруссии. Однако обсуждались не только и не столько глобальные проблемы, сколько дальнейшие пути развития образования в нашей стране. Одной из тем стала проверка качества работы учебных заведений. Причем, если в ее необходимости не сомневается никто, то по вопросу, кто именно должен ее вести — Рособрнадзор или региональные органы управления образования — единства мнений пока нет.
Главной задачей отечественного среднего образования на ближайшее время официально объявлено «обеспечение равных возможностей получения образования для каждого школьника, независимо от места его проживания и финансового положения его родителей». И это прекрасно.
Прозвучал данный тезис и на международной конференции «Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение», прошедшей в рамках Московского международного форума «Город образования». И неспроста: «Говоря о качестве образования и равенстве прав на его получение, надо знать о качестве образования в каждой школе,- разъяснил позицию своего ведомства глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.- Поэтому в России создана Единая система оценки качества школьного образования со 2-го по 11-й класс. Проверка знаний должна вестись по итогам каждого года! Так что уже в этом году обязательные ВПР (Всероссийские проверочные работы. - РОСВУЗ.) напишут все пятиклассники, а в 6-х классах их напишут по желанию».
Проверять ВПР, в отличие от ЕГЭ, будут свои же учителя в своих же школах. И это правильно, ведь именно школы в первую очередь должны знать, по каким темам у обучающихся там детей возникают проблемы со знаниями, чтобы как можно оперативнее их устранить, не доводя дело до завалов на ЕГЭ.
Но вот результаты этих школьных проверок планирует перепроверять Рособрнадзор: по оценке ведомства, первые опыты с написанием и проверкой ВПР свидетельствуют о том, что оценки за них завышаются чуть ли не в половине случаев. Вывод прост: весь процесс надо держать под контролем федеральных чиновников, хотя те и обещают «не принимать административных решений» в отношении руководства школ, где оценки окажутся невысокими, а карать только за невыполнение рекомендаций по ликвидации пробелов, а заодно и за неправомерное завышение оценок.
Между тем, в Москве считают наиболее эффективной другую модель контроля за качеством образования: «Контроль за качеством знаний учащихся — это компетенция самой школы,- подчеркнул глава столичного департамента образования Исаак Калина.- В противном случае начинается игра в казаки-разбойники, когда внешние проверяющие хотят проверить, а проверяемые — предоставить им не очень достоверные сведения».
По мнению столичного министра образования, «ковровые перепроверки знаний учащихся» принесут только вред: «И потому что они не нужны в принципе. И потому что при таких массовых объемах неизбежно начнутся фальсификации данных. И потому что, если весь контроль за знания учащихся возьмет на себя Рособрнадзор, в школах снимется самоконтроль — он попросту станет не нужным».
Проверять свои школы должны местные, а не федеральные органы управления и контроля образования, подчеркнул Калина. Причем, «главное, чтобы эти проверки были не сплошными, а основывались на случайной выборке. Тогда каждая школа будет знать, что к ней могут прийти, и будет к этому готова. А Рособрнадзор пусть проверяет, как работаем мы — местные органы управления образования. При этом все эти проверки должны быть, что называется, редкими, но меткими!»
Директора московских школ, присутствовавшие на работе форума, поддержали своего начальника-министра: «Качество столичного образования — забота властей города, департамента образования Москвы. Поэтому логично, чтобы и контроль шел на этом уровне. Зачем нам дополнительные контролеры и дополнительный тотальный контроль?»- заявили они РОСВУЗу на условиях анонимности.