Как трансформируется роль университетов в XXI веке, и какую часть академических образовательных программ пора отдать формированию профессиональных навыков и социальному предпринимательству? Исследованием этих и других образовательных трендов современности вместе с корреспондентом РОСВУЗа занимались на прошлой неделе в Майами (США) участники ежегодной международной конференции по вопросам образования Going Global-2014, собравшей более тысячи ведущих мировых лидеров высшего образования, бизнеса и правительственных организаций.
Мировое образовательное сообщество единодушно: роль, которую университеты играли веками, изменилась до неузнаваемости: «Чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, система высшего образования должна переосмыслить привычную для нее модель обучения,- сформулировал основную идею управляющий директор и основатель компании Iversity Ханнес Клоппер (Германия).- Университеты должны вводить в академические учебные программы неформальные курсы. А это нелегко: многие и сегодня продолжают работать так, как привыкли в стародавние времена».
По словам специалистов, университет XXI века должен не только вооружать студентов знаниями, но и формировать у них профессиональные навыки, приобщать к научным исследованиям и учить применять их на практике. О многих из этих аспектов современной системы высшего образования РОСВУЗ уже писал. А ведущие мировые эксперты предлагают новые идеи:
- Сегодняшние университеты не станут успешными, если не научатся объяснять широкой общественности суть своей работы и не приучат молодых исследователей трудиться для окружающих,- не сомневается проректор британского университета Kingston Джулиус Вайнберг. Одним из путей решения этой задачи в мировых вузах и стала тесная увязка инноваций, бизнеса и социального предпринимательства.
Оговоримся: социальное предпринимательство в университете не имеет ничего общего с благотворительностью. Его задача, уточнила проректор британского университета Glasgow Caledonian Памелла Джиллис, - «не решать социальные проблемы или пытаться заработать, а опробовать в обществе новые идеи и исследовать результаты. Но если этот опыт университета удастся, общество получит пользу, а в образование пойдет дополнительное финансировать со стороны бизнеса».
Задача университета, дополнил декан британского университета Northampton Ян Брукс, «развивать у каждого студента теоретические и практические навыки социального предпринимательства. Этот вид занятий должен стать обязательной частью образовательной программы, причем, социальное предпринимательство должно интегрироваться как с учебой, так и с научными исследованиями. Кроме того, университет должен инвестировать в социальное предпринимательство – работу на общество (скажем, в логистическую компанию или бюро дизайна, приносящие реальный доход). Наш университет, например, специально купил пару предприятий. Зато теперь он номер один в Великобритании не только по социальному предпринимательству, но и по трудоустройству выпускников. Каждый год к нам приезжает несколько министров - спросить, чем они могут помочь в развитии сети социального предпринимательства».
Тем же путем, как оказалось, уже идет Китай, активно (и чрезвычайно успешно) перенимающий лучшие достижения зарубежного опыта в области образования:
- Министерство образования нашей страны обязало университеты ввести курсы социального предпринимательства,- рассказала РОСВУЗу замгенсека совета китайского Фонда YouChange Линь Хуи.- С этой целью за последние шесть лет в качестве старт-апов мы проинвестировали 150 государственных и частных компаний. Собственные фирмы в своих университетах - кафе, рестораны, прачечные, службы доставки - стали открывать и многие студенты. Главное для организаторов помнить: нынешние студенты — не такие, как раньше. Им должно быть интересно, иначе они не станут заниматься социальным предпринимательством».
Впрочем, самое главное в другом. Студенты приобщаются не столько к предпринимательской деятельности, сколько к работе на благо общества и, особенно, – к решению конкретных проблем своего региона. Именно в этом, а не в передаче учащимся сухих, абстрактных знаний мировые эксперты видят основную миссию сегодняшнего университета.