Сегодняшний мир столь динамичен, что жизнь радикально меняется на глазах одного поколения, и не по одному разу. К этому бешеному темпу надо готовить с детства, ведь через 20 лет, когда нынешние дошколята начнут работать, 60% нынешних профессий исчезнут вовсе, либо полностью отойдут к роботам. Как реформировать дошкольный уровень образования, чтобы соответствовать этому вызову, обсуждалось на крупнейшем мероприятии Евразийского пространства в сфере педагогики и психологии детства - VI Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», прошедшей в МГУ им. Ломоносова с 10 по 13 мая.
Новых научных трендов в подходах к дошкольному образованию в мире сегодня не счесть. Знаете ли вы, к примеру, что китайские дети лучше зарубежных сверстников успевают в математике... из-за привычного им иероглифического письма? Между тем, такие уважаемые международные исследования, как PISA и TIMSS дают основания считать, что дело обстоит именно так, рассказал член президиума Российского психологического общества Сергей Малых.
О том же говорит и эксперимент с дунганскими детьми в Киргизии. Родной язык этого народа тот же, китайский, да и сами они этнические китайцы. Но дунганская письменность базируется не на иероглифах, а на кириллице. И маленькие дунганцы успевают по математике хуже, чем их сверстники, пишущие иероглифами. Выходит, модное ныне введение китайского языка в российских школах, а в последнее время и в детских садах принесет не один, а сразу несколько ценных плодов?!
Или взять другой ведущий мировой научный тренд - столь раннее изучение развития ребенка, что начинается оно уже не с рождения, а с внутриутробного периода. Одно из первых исследований этого рода - «Голландская голодная зима 1944 года» - было проведено во время второй мировой войны, рассказал Малых. Оно полностью подтвердило влияние недоедания матери на развитие плода, причем, не только физическое, но и умственное, что заложило основу для последующего выяснения влияния условий жизни матери в период беременности на развитие будущего малыша. Сейчас эти выводы подтверждены данными так называемых лонгиттюдных исследований, охватывающих длительный период жизни наблюдаемого человека, а ученые считают доказанным наличие причинно-следственных отношений между условиями жизни, включая образовательные программы, и дальнейшим развитием ребенка. Можно ли не учитывать этого при формировании образовательных стандартов для детских садов?
Новым явлением становится экологическое образование, в том числе и для дошкольников. Для дошкольного уровня оно, ясное дело, адаптируется к возрастным особенностям. Но эффективнее всего, если мы хотим, чтобы природа вошла в систему ценностей человека во взрослом возрасте, а его детская любовь к природе не исчезла, как это происходит сейчас, эта «наука» «срабатывает» именно в раннем возрасте. Кстати, в России, по словам национального руководителя международного проекта по образованию для устойчивого развития Международной организации по дошкольному воспитанию Натальи Рыжовой, экологическое воспитание дошкольников считается одним из самых передовых в мире. С детьми обсуждают, откуда берется мусор и что с ним делать, а территории детских садов пытаются заставить служить сохранению биоразнообразия в данном районе. И это отрадно.
Но надо признать: рядом с несомненными достижениями в нашем дошкольном образовании есть и нерешенные проблемы, констатировали эксперты.
- В настоящее время в полный рост встала задача разработки новых принципов общения с детьми на основе принципа партиципации, т. е. их вовлеченности в общение со взрослыми,- заявил ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Веракса.- У нас явная проблема жесткой регламентации жизни в детском саду. Голоса ребенка практически не слышно. Между тем, нужен другой, индивидуальный подход к воспитанию и образованию, при котором главным требованием к педагогу станет широкая образованность и толерантность. И такие программы есть, но не массовые.
Другая очевидная проблема — отсутствие у детсадовского ребенка возможности хоть немного побыть одному, чтобы собраться с мыслями, констатировал руководитель образовательных проектов отдела социальных программ (регион Европа и Центральная Азия) Всемирного банка Тигран Шмис: «В детских садах России показатель уединения детей не разработан и является самым провальным для нашей системы. У нас в основном — организованные, групповые занятия».
Да, многое придется поменять,констатировал Малых: «Жизнь быстро меняется, а потому инновации в образовании неизбежны. Только эти инновации должны быть проверены и доказаны. Но у нас проверка на полезность проходят не всегда».
А перемены нас ждут небывалые, подытожил Шмис:
- Какие специальности будут на рынке труда через 20 лет, когда туда выйдут нынешние воспитанники детских садов, никто не знает: 60% профессий либо отомрут вовсе, либо людей там заменят роботы. Это — принципиальное отличие от ситуации, характерной для сравнительно недавней эпохи, когда в детский сад ходило поколение родителей этих детей.