Страна:
Язык:
← Вернуться назад

ПУТЬ К МАТЕМАТИКЕ - ЧЕРЕЗ ИЕРОГЛИФЫ

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Сегодняшний мир столь динамичен, что жизнь радикально меняется на глазах одного поколения, и не по одному разу. К этому бешеному темпу надо готовить с детства, ведь через 20 лет, когда нынешние дошколята начнут работать, 60% нынешних профессий исчезнут вовсе, либо полностью отойдут к роботам. Как реформировать дошкольный уровень образования, чтобы соответствовать этому вызову, обсуждалось на крупнейшем мероприятии Евразийского пространства в сфере педагогики и психологии детства - VI Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», прошедшей в МГУ им. Ломоносова с 10 по 13 мая.

Новых научных трендов в подходах к дошкольному образованию в мире сегодня не счесть. Знаете ли вы, к примеру, что китайские дети лучше зарубежных сверстников успевают в математике... из-за привычного им иероглифического письма? Между тем, такие уважаемые международные исследования, как PISA и TIMSS дают основания считать, что дело обстоит именно так, рассказал член президиума Российского психологического общества Сергей Малых.

О том же говорит и эксперимент с дунганскими детьми в Киргизии. Родной язык этого народа тот же, китайский, да и сами они этнические китайцы. Но дунганская письменность базируется не на иероглифах, а на кириллице. И маленькие дунганцы успевают по математике хуже, чем их сверстники, пишущие иероглифами. Выходит, модное ныне введение китайского языка в российских школах, а в последнее время и в детских садах принесет не один, а сразу несколько ценных плодов?!

Или взять другой ведущий мировой научный тренд - столь раннее изучение развития ребенка, что начинается оно уже не с рождения, а с внутриутробного периода. Одно из первых исследований этого рода - «Голландская голодная зима 1944 года» - было проведено во время второй мировой войны, рассказал Малых. Оно полностью подтвердило влияние недоедания матери на развитие плода, причем, не только физическое, но и умственное, что заложило основу для последующего выяснения влияния условий жизни матери в период беременности на развитие будущего малыша. Сейчас эти выводы подтверждены данными так называемых лонгиттюдных исследований, охватывающих длительный период жизни наблюдаемого человека, а ученые считают доказанным наличие причинно-следственных отношений между условиями жизни, включая образовательные программы, и дальнейшим развитием ребенка. Можно ли не учитывать этого при формировании образовательных стандартов для детских садов?

Новым явлением  становится экологическое образование, в том числе и для дошкольников. Для дошкольного уровня оно, ясное дело, адаптируется к возрастным особенностям. Но эффективнее всего, если мы хотим, чтобы природа вошла в систему ценностей человека во взрослом возрасте, а его детская  любовь к природе не исчезла, как это происходит сейчас, эта «наука» «срабатывает» именно в раннем возрасте. Кстати, в России, по словам национального руководителя международного проекта по образованию для устойчивого развития Международной организации по дошкольному воспитанию Натальи Рыжовой, экологическое воспитание дошкольников считается одним из самых передовых в мире. С детьми обсуждают, откуда берется мусор и что с ним делать, а территории детских садов пытаются заставить служить сохранению биоразнообразия в данном районе. И это отрадно.

Но надо признать: рядом с несомненными достижениями в нашем дошкольном образовании есть и нерешенные проблемы, констатировали эксперты.

- В настоящее время в полный рост встала задача разработки новых принципов общения с детьми на основе принципа партиципации, т. е. их вовлеченности в общение со взрослыми,- заявил ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Веракса.- У нас явная проблема жесткой регламентации жизни в детском саду. Голоса ребенка практически не слышно. Между тем, нужен другой, индивидуальный подход к воспитанию и образованию, при котором главным требованием к педагогу станет широкая образованность и толерантность. И такие программы есть, но не массовые.

Другая очевидная проблема — отсутствие у детсадовского ребенка возможности хоть немного побыть одному, чтобы собраться с мыслями, констатировал руководитель образовательных проектов отдела социальных программ (регион Европа и Центральная Азия) Всемирного банка Тигран Шмис: «В детских садах России показатель уединения детей не разработан и является самым провальным для нашей системы. У нас в основном — организованные, групповые занятия».

Да, многое придется поменять,констатировал Малых: «Жизнь быстро меняется, а потому инновации в образовании неизбежны. Только эти инновации должны быть проверены и доказаны. Но у нас проверка на полезность проходят не всегда».

А перемены нас ждут небывалые, подытожил Шмис:

- Какие специальности будут на рынке труда через 20 лет, когда туда выйдут нынешние воспитанники детских садов, никто не знает: 60% профессий либо отомрут вовсе, либо людей там заменят роботы. Это — принципиальное отличие от ситуации, характерной для сравнительно недавней эпохи, когда в детский сад ходило поколение родителей этих детей.

Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 25 февраля 2018

В Москве обсудили модель предпрофессионального экзамена для выпускников научно-технологических классов

В 2018 году в академических (научно-технологических) классах столичных школ впервые пройдет предпрофессиональный экзамен.

Школы - 23 февраля 2018

Число активных родителей растет, но пассивных в разы больше – исследование Института образования НИУ ВШЭ

Как оказалось, большинство родителей следят за школьной жизнью ребенка, но не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы.

Вузы - 21 февраля 2018

Российские вузы — глазами студентов

Проекты «Социальный навигатор» и «Типичный абитуриент» представили ежегодное исследование «Российские вузы глазами студентов ‒ 2018».

Школы - 24 февраля 2018

Рособрнадзор провел широкомасштабную апробацию новых технологий проведения ЕГЭ

В феврале в 83 субъектах Российской Федерации прошла апробация проведения ЕГЭ с применением технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов в пунктах проведения экзаменов (ППЭ)

Школы - 22 февраля 2018

В Москве создается толковый словарь директора современной столичной школы

Словарь, все термины и значения которого входят в речевой этикет современного директора московской школы и наиболее точно характеризуют столичную систему образования, появится к концу этого учебного года

Школы - 20 февраля 2018

Первые школы, построенные на основе государственно-частного партнерства, появятся в нескольких регионах уже в 2018 году

В 2018 году на основе государственно-частного партнерства в стране запускаются два масштабных проекта в сфере образования по строительству новых школ.

Новости по темам

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город