В канун выпускных экзаменов тема репетиторства становится актуальной как никогда. Об этом явлении и его основных современных трендах РОСВУЗу рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.
РОСВУЗ: Татьяна Львовна, давайте вспомним историю репетиторства!
- В отличие от царской России, где репетиторство было актуально лишь для узкого социального слоя, в СССР 1970-80-х годов оно достигло огромного размаха. Главной целью было поступление в вуз, поэтому репетиторствовали в основном не учителя школы, а независимые репетиторы и преподаватели вузов. Среди них были звезды, о которых знала вся Москва. И получали они огромные деньги: сажали по 6 человек в нескольких комнатах и с по каждого брали по 5 руб. За вечер нередко выходило по 80 руб., что составляло тогдашнюю месячную зарплату у многих работников, а за месяц при пятидневной «рабочей неделе 1,6-1,8 тыс. руб. - вдвое больше, чем получали академики, входившие тогда в группу самых высокооплачиваемых граждан страны.
А как обстояло дело в постсоветские времена?
- В середине 1990-х годов репетиторство в школе носило локальный характер: например, ученик отстал по болезни, а учитель его подтягивал. Но в какой-то момент, когда надо было поступать в вуз, надо было брать репетитора из того вуза, куда стремился абитуриент, ведь только он мог знать особенности поступления именно туда. Подготовка к вступительным экзаменам оставалась основным направлением репетиторства. Но, прежде единое, оно стало расслаиваться на группы: те, кто хорошо готовят, но не могут протолкнуть в вуз; те, кто и готовят, и проталкивают; и те, кто, маскируясь под репетиторство, на самом деле берут взятки, распределяемые затем по всей коррупционной системе. В худшем положении оказались те, кто могли дать только знания — число их учеников стало снижаться. Зато сформировалась новая, фактически независимая от руководства вузов сеть неформального проталкивания в вузы - преподаватели стали просто договариваться между собой: ты пропустишь моего, а я твоего. Появился, если говорить о чистой коррупции, и такой забавный феномен, как взятка за обучение на бюджетном месте. Ее сумма сплошь и рядом равнялась стоимости обучения на платной основе. Но учиться на бюджете считалось более престижно, и родители платили.
Добавило ли нюансов введение ЕГЭ?
- В период, когда ЕГЭ шел в виде эксперимента, мы наблюдали следующую картину: 2003-й год – год начала эксперимента по ЕГЭ в данной регионе, необходимость готовиться в конкретный вуз исчезла, и включенность в этот процесс репетиторов резко упала. Правда, ненадолго: уже на следующий год репетиторство восстановилось в виде подготовки к ЕГЭ, причем, цены, чтобы «отбить» проигрыш предшествующего года, заметно подскочили. Только искать в новых условиях стали не преподавателей вуза, а лиц, причастных к организации ЕГЭ. Тогда же сформировались агентства репетиторов с участием учителей, преподавателей вузов, профессиональных репетиторов, студентов и даже старшеклассников.
Каковы цены на услуги репетиторов?
- Цены зависят от «веса» репетитора, но в Москве они выше чем в провинции. Скажем, стоимость одного занятия в группе из 4 человек в Москве — 1 тыс. руб., а в регионах — 300-400 руб. Самые дорогие предметы — математика и русский язык, ЕГЭ по которым являются обязательными, а также иностранные языки. Предметы по выбору обычно дешевле. К примеру, активно репетиторствуя по математике, некоторые студенты вузов за три года получают возможность купить квартиру в Москве. Правда, это, как правило, относится к блестящим репетиторам.
Сегодняшние репетиторы — кто они?
- В глубинке это в основном школьные учителя. Сохранились и агентства. А в крупных городах это и учителя, и вузовские преподаватели. По последним опросам, 85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Однако лишь 23% родителей считают, что школа готовит к сдаче ЕГЭ на высокие баллы. У жителей села эта оценка выше, доходит до 40%, но ребят из села поступает в вузы значительно меньше, чем городских. А чем крупнее населенный пункт, тем меньшая эта уверенность - в Москве, например, по данным соцопросов, когда ввели ОГЭ (основной государственный экзамен), репетиторов взяли 68% семей, имевших 9-тиклассника. При этом в младших классах репетитор— это часто няня, которая сидит с ребенком, или бабушка. Таким образом, на самом деле, репетиторов еще больше.
Почему для учебы в школе все чаще нужен репетитор? Стали хуже учить или программа среднего образования слишком сложная?
- В обычных школах в спальных районах репетиторства больше не стало - основной прирост происходит лишь в «хороших» школах. Но сегодня, увы, это школы не столько хороших учителей, сколько «хороших родителей». А те, едва у ребенка возникают сложности, сразу берут репетиторов.
Каково соотношение репетиторов-учителей и вузовских преподавателей?
- ОГЭ репетиторствуют учителя. А ЕГЭ — примерно пополам учителя и вузовские преподаватели. Так что учителей, выходит, больше. Самое интересное, что в крупных городах родители, думая о предстоящих ОГЭ и ЕГЭ, берут репетиторов уже с 4-х классов.
По каким предметам чаще всего сейчас берут репетиторов?
- По обязательным для сдачи ЕГЭ - математике и русскому языку. Да и общая ситуация с русским языком сейчас — очень тяжелая!
Как бы Вы оценили общую стоимость рынка репетиторских услуг?
- В 2000 году при первом нашем исследования мы оценивали общий рынок репетиторских услуг примерно в $ 300-350 млн. Государство тогда давало на все российские вузы $ 1 млрд. Сейчас рынок услуг репетиторов составляет, по разным оценкам, до 200 млрд руб. — но, думаю, что скорее всего, меньше - около 100-120 млрд руб. (т. е. $ 1,7 - 2 млрд в современных ценах - РОСВУЗ) При этом на репетиторство в школе до сих пор приходится значительно меньше: основная часть — подготовка к поступлению в вуз.