На этой неделе в Общественной палате на круглом столе «Россия как привлекательная площадка для специалистов, получивших образование за рубежом. Применение их интеллектуального капитала в целях развития международных отношений, а также сельского хозяйства, информационных технологий, культуры и образования», организованном совместно с Сообществом русскоговорящих студентов Университета Королевы Марии (Лондон) обсуждалась возможность возвращения в Россию молодых специалистов.
Член комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Александр Шипулин отметил, что за последние десятилетия в России резко сократилось сельское население. «Как фермера, представителя крестьянского сословия и члена Общественной палаты меня волнует эта тема, у меня есть сильная мотивация ею заниматься. Личный мотив состоит и в том, что моя внучка уехала учиться в Лондон на оператора, и у меня болит душа о том, вернется она после обучения или останется там», - констатировал он.
Общая ситуация и в самом деле тревожит. По словам одного из организаторов мероприятия Михаила Кисляка, «на данный момент отток умственного капитала из России превышает его приток. По разным оценкам, данный дисбаланс лишает наше государство двух миллиардов долларов поступлений в бюджет и, безусловно, препятствует успешному развитию экономики». Между тем, для распространения объективной информации и создания условий для возвращения специалистов, добавил он, перспективным является формирование специальных программ по возвращению интеллектуальных ресурсов в Россию – как на государственном уровне, так и в качестве общественных инициатив.
Резолюция по итогам мероприятия будет направлена в соответствующие органы власти. Так, Минсельхозу порекомендуют закрепить юридически финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей, предоставляющих возможность для прохождения практики русскоговорящим студентам, обучающимся за рубежом. А Минобрнауки и Минкульту – оказать поддержку англоязычной новостной ленте для продвижения позитивного имиджа отдельных направлений деятельности и визуализации достижений культуры, науки, образования, спорта.