Как сообщили РОСВУЗу в МГУ им. Ломоносова, ученые этого вуза вместе с коллегами из РГГУ сравнили эффективность использования дошкольниками и младшими школьниками знаковых и символических наглядных средств для овладения новыми знаниями. Оказалось, что использование символов при объяснении новой информации является более доступной и эмоционально насыщенной формой работы с детьми по сравнению с использованием знаков, что помогает ребенку значительно дольше ее помнить.
Так, в рамках исследования ученые предлагали детям различные темы, связанные с физическими явлениями: переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, понимание феномена радуги и другие. И вот, что рассказал один из авторов исследования, доцент психфака МГУ Александр Веракса: «В экспериментальных группах освоение содержания осуществлялось через символические средства: дети разыгрывали ситуацию появления радуги и брали на себя соответствующие роли (свет, туча, дождь и др.); чтобы понять изменения структуры строения вещества дети представляли, что оно состоит из частиц, атомов, которые как маленькие человечки держатся за руки (именно они являлись символом). Контрольные группы обучались при помощи знаковых средств:схем, моделей». Главный вывод: более доступные пониманию ребенка символические средства могут быть весьма эффективны при объяснении нового образовательного содержания и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте.