На днях были опубликованы результаты крупнейшего международного исследования грамотности TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study. Оно проводится почти в 60 странах мира каждые четыре года и позволяет оценить уровень математической и естественнонаучной грамотности учеников 4-х и 8-х классов. В целом, российские школьники показывают достаточно высокие результаты: ученики 4-х классов заняли 7 место в межстрановом рейтинге по математике и 4-е по естествознанию; 8-классники оказались на 6 месте по математике и на 7-м в естественных науках. Однако, сильно вырвались вперед «азиатские тигры» - ученики Гонконга, Сингапура, Японии и Кореи. Для 8 класса разница в баллах по математике между ними и ближайшими конкурентами составляет 48 пунктов — а это существенно больше, чем в прошлой волне TIMSS от 2011 года, прокомментировали РОСВУЗу ситуацию в Высшей школе экономики.
По сравнению с прошлой волной исследования, также подчеркивают в «Вышке», у российских школьников снизился интерес к математике. Доля тех, кому нравится изучать этот предмет, упала на 10% в 8 классе и на 6% — в 4-ом. В целом, интерес к математике у 4-классников гораздо выше, чем у учеников 8-х классов — 52% против 19%. Еще одна болевая точка, которую выявили данные TIMSS – огромный объем домашней работы, которую получают школьники. Россия лидирует по этому пункту в 8 классе. При этом, по количеству уроков математики в начальной школе Россия находится в почти в конце списка, а в 8 классе – в середине. То есть, значительная доля работы по усвоению предмета ложится на плечи семьи, а не учителей. Это важный факт, подчеркивают исследователи, «особенно, если учитывать, что данные TIMSS говорят о росте уровня образования родителей. Многочисленные исследования показывают, что именно уровень образования родителей сильно связан с результатами учащихся. Таким образом, стоит с осторожностью подходить к оценкам эффективности изменений в учебных программах, поскольку высокие баллы учеников могут в большой степени обеспечиваться усилиями их родителей».