Нынешнее Послание президента Федеральному собранию разительно отличается от предшествующих заметным креном в сторону социальной сферы, включая образование. Правда, в окончательном варианте речи, которую от начала до конца президент всегда готовит сам, прозвучали, как стало известно РОСВУЗу, не все образовательные темы, запланированные изначально. Почему, РОСВУЗ разбирался с помощью ведущих экспертов.
Говоря о состоянии отечественной системы образования, глава государства постоянно подчеркивал необходимость сохранения ее главного преимущества — фундаментальности, будь то в школе или в вузе. Так, главными положительными трендами средней школы последних лет он назвал возвращение выпускного сочинения и ставку на развитие творческих способностей учащихся. Причем, не только на классных занятиях, но и после уроков — в музеях, театрах и кружках, призвав педагогов лишь «не перебарщивать» с экспериментами.
Затем, говоря о достижениях вузовской сферы, Путин подробно остановился на ведущих направлениях подготовки специалистов социальной направленности: «Конкурс в медицинские и педагогические вузы недавно был почти нулевой, а в 2016 году на педагогические специальности он составил 7,8 человек на место, а на бюджетные места в медицинские вузы - почти 28 человек на место»,- с гордостью заявил он. И тут же, предложив запустить в стране модель «цифровой экономики», обозначил следующие ведущие направления подготовки кадров - ай-ти и инженерное, сразу дав указание чиновникам от образования добавить под них бюджетных мест.
А вот на перспективах системы среднего профтехобразования, вопреки ожиданиям, президент останавливаться не стал. Вопреки складывающейся в последнее время традиции представлять систему СПО как ключевую в обеспечении экономики нужными кадрами, он лишь отметил желательность участия бизнеса в развитии колледжей. И этим ограничился. Почему же?
«Назову лишь две цифры,- разъяснила РОСВУЗу директор Центра непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.- По данным последнего опроса 2016 года, 85,5% родителей старшеклассников хотят, чтобы их дети получили высшее образование, а 83,7% выпускников системы среднего профобразования планируют поступить в вузы». Другими словами, вопреки многим утверждениям, общество по-прежнему не склонно ограничивать свое образование средним специальным.
Не подтверждается, по словам эксперта, и «идея, что система профтехобразования решает проблему трудоустройства. Одно дело - высококвалифицированные рабочие кадры, и совсем другое — специалисты среднего звена. За последние годы трудоустройство выпускников технических вузов заметно улучшилось за счет заполнения ими лакуны, вызванной нехваткой специалистов среднего звена. И предприятия это устраивает: подавляющее большинство опрошенных из числа успешных работодателей (97%) довольны качеством базовой подготовки своих специалистов в вузе! А вот качеством подготовки рабочих довольны меньше, хотя и здесь этот показатель достаточно высок — 70% работодателей».
Выходит, технические вузы наконец перестроились и уже начали выпуск специалистов, в основном устраивающих производство. Занятие же ими позиций, предназначавшихся для специалистов среднего звена, ставит выпускников колледжей в крайне невыгодное положение, делая неконкурентоспособными с выпускниками вузов. И тут есть над чем серьезно подумать.
Большой интерес представляет и тезис президента о необходимости поощрять волонтерство в молодежной среде: «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерств и оказать всестороннюю помощь социально-ориентированным некоммерческим организациям. Основные решения здесь уже приняты: со следующего года для НКО, имеющих соответствующий опыт, открывается доступ к оказанию социальных услуг, финансирующихся за счет бюджета. Я хотел бы обратиться к губернаторам с просьбой не жадничать и не отдавать по привычке предпочтения исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и НКО»,- заявил он.
Действительно, развитие волонтерства и благотворительности, заявила РОСВУЗу член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, поможет решить целый комплекс проблем: «Прежде всего, сплотить общество и сподвигнуть его к саморазвитию, а то у нас слишком развиты патерналистские настроения, и люди предпочитают не искать решения, а жаловаться на государство и власти. Конечно, государство должно выполнять свои обязательства. Но и сами люди должны действовать и предлагать государству конкретные решения. При этом волонтерство — не только рождение гражданина, но и рецепт от кризиса, возможность сделать рывок вперед и всем вместе справиться со многими проблемами. Главное только ни в коем случае не допустить попыток государства зарегулировать этот процесс! К примеру, «помощь» государства в виде принятия закон о волонтерах может лишь все испортить и загубить первые ростки волонтерства и благотворительности. А вот создать благоприятные условия для их развития государство может. Например, сделать так, чтобы людям было удобнее переводить свои средства на благотворительность. Или оказать поддержку бизнеса, ведущего благотворительную работу. А то налоговые вычеты для частных лиц, занимающихся благотворительностью, у нас уже есть, а для компаний таких вычетов нет. Да и физическим лицам можно бы упростить оформление таких налоговых вычетов».
Хочется надеяться, что государство прислушается к этим пожеланиям.