Главными недостатками детдомовца являются: неосторожность, вседозволенность, максимализм, безынициативность, мотовство и беспечность, попытки манипулировать окружающими. Такой обобщенный портрет детдомовца, каким его видит общество, приводят в своем исследовании «Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России» доценты факультета социальных наук НИУ ВШЭ Иван Климов и Роман Абрамов.
Многие из этих качеств, сообщили исследователи РОСВУЗу, у детдомовцев действительно есть. Эксперты объясняют их «герметичностью» и искусственностью детдомовской среды. Исследование также показало, что многие детдомовцы пока не выработали у себя такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самоконтроль и вера в себя. При этом выпускники детдомов, по словам опрошенных педагогов, «всё хотят от государства». «К чему мы их не приучаем — это именно самостоятельно... где-то работать», - посетовал один из педагогов. Соответственно, детдомовцев нужно приучать быть ответственными. Отмечали педагоги и что их воспитанники не знают цены деньгам, «не могут грамотно рассчитать траты».
Примечательно, что у бывших детдомовцев есть льготы при поступлении в вуз, но они редко пользуются этим преимуществом. Сиротам сложно конкурировать с «домашними» детьми при поступлении в вуз. У детдомовцев намного ниже уровень знаний и мотивации. Это сознают и их педагоги, поэтому они нередко настраивают ребят на получение средне-специального образования. Большинство выпускников детдомов идут учиться в техникумы и колледжи. При этом они ограничены в выборе и часто учатся не по «своему» профилю. Незаинтересованность в специальности приводит к тому, что детдомовцы нередко бросают учебу. Это происходит и с работой, подчеркивают авторы исследования.