В то время как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) готовит доклад об образовательных стандартах по всему миру, публикуемый раз в три года, учителя, родители и ученики в Финляндии объясняют, почему их система образования пользуется таким успехом.
Любому британскому учителю, испытывающему давление из-за большой рабочей нагрузки, может быть слишком тяжело читать о работе финских коллег.
Дело в том, что в Финляндии нет школьных инспекторов и рейтингов; кроме того, финские учащиеся не сдают экзамены, пока им не исполнится 16 лет.
С тех пор как 40 лет назад в стране было инициировано осуществление целого ряда масштабных реформ, детей больше не делят на группы, они не проводят вечера за зубрежкой, отсутствует частное обучение, а взимание платы за какие-либо услуги в школе запрещено законом. Каждый ребенок учится в общеобразовательной школе по месту проживания. Что касается времени, которое может уделяться домашней работе, даже у 15-летних школьников оно ограничено 30 минутами.
В Финляндии государственная учебная программа разработана лишь в общих чертах. Согласно этому документу, обязательное школьное обучение начинается для детей в 7-летнем возрасте. Ученики имеют право одеваться по собственному вкусу и обращаться к своим учителям по имени.
Это модель, которую повидали эксперты в сфере образования со всего мира. Они и по сей день устремляются в Хельсинки, чтобы постараться выяснить может ли волшебная финская формула быть применена в других странах.
“Как раз на прошлой неделе к нам приезжала группа из 45 датчан, которые появились у нашего порога без предварительного уведомления с просьбой осмотреть нашу школу”, - говорит Питер Уэлш, британский руководитель Хельсинской международной школы.
По его словам, финская образовательная модель привлекает огромное внимание. Кроме того, она является высокоэффективной.
Результаты опубликованных во вторник исследований, проведенных Международной программой оценки образовательных достижений учащихся (PISA), показывают, что по математике Финляндия оказалась на двенадцатом месте в мире. Она уступила, помимо азиатских стран, только Лихтенштейну, Швейцарии, Голландии и Эстонии. Британия в этом рейтинге заняла место на 14 позиций ниже Финляндии.
В рейтинге PISA у Финляндии было шестое место по чтению; по естественным дисциплинам у нее пятый лучший результат из 65 стран. При этом исследование, проведенное Смитсоновским институтом, показало, что разница в успеваемости между самым слабым и самым сильным учащимся в Финляндии самая маленькая в мире.
“Как мать, я считаю эту систему хорошей, - говорит Бетти Костен, чьи дети в возрасте 6 и 15 лет учатся в школе Эспоо, второго по величине города Финляндии. - Дети не ходят в школу, пока им не исполнится 7 лет, поэтому когда они приступают к учебе, они действительно жаждут знаний. Они как губки - впитывают столько знаний! Мне не приходится заставлять их учиться. Это происходит более естественным путем”.
Между тем, по словам Питера Уэлша, который преподавал в международных школах по всему миру, совсем не обязательно переносить опыт финской системы образования на другие страны: “Вопрос, часто поднимаемый разработчиками образовательных методик, заключается в том, как перенести [отдельные] элементы этой модели на их страны. Однако, по моему личному мнению, [важно то, что] эта система основана на принятии обществом ответственности на себя. Не только учителям дана большая степень независимости, но и ученикам тоже, поэтому вы все время видите, как семилетние дети одни садятся в школьный автобус, следующий через Хельсинки”.
“Независимость здесь очень важна, как и представление о том, что люди должны научиться самостоятельно справляться с проблемами. В Финляндии, если ребенок падает на льду, родители позволяют ему встать на ноги, опять же, без их помощи. Поэтому уверенность в своих силах и самостоятельность очень высоко ценятся”, - добавляет Питер Уэлш.
Преподавание является в Финляндии настолько популярной профессией, что на каждое место в начальной школе претендуют 10 человек - даже при стартовой зарплате учителя начальной школы 30,387 долларов в год (что лишь немного превышает установленную ОЭСР среднюю зарплату в 28,854 доллара. В Великобритании ее эквивалент – 30,289 долларов.
Тем не менее, лишь 10-15% финских учителей уходят из профессии.
В Финляндии даже учителям начальной школы необходимо иметь, по меньшей мере, степень магистра. Финские педагоги полностью погружены в изучение теории воспитания. Ежедневно они дают только четыре урока. Два часа в неделю они посвящают “профессиональному развитию”, и их профессиональная независимость священна.
Структура финского общества, по словам Питера Уэлча, также очень важна. В стране проживает всего 5,4 млн. людей, и она отличается гораздо большей культурной однородностью, чем Британия.
“Опыт успешных систем школьного образования, включая финскую, позволяет предположить, что мы должны пересмотреть свое отношение к преподаванию как к профессии, и к роли школы в нашем обществе”, - пишет Паси Зальберг, самый знаменитый педагог-теоретик Финляндии, автор книги “Финские уроки: Чему могут научить мир образовательные перемены в Финляндии?”
Он утверждает, что не только финские учителя делают систему образования страны системой мирового уровня, но и условия их работы. По его словам, речь идет о “свободе преподавания без ограничений типовых учебных планов и отсутствии давления, оказываемого стандартным тестированием, сильных лидерских качествах директоров школ, которые знают аудитории благодаря многолетнему педагогическому опыту, культуре профессионального сотрудничества и поддержке от семей, не отягощенных бедностью”.