5 октября в полдень к своей работе приступает новый, недавно избранный состав Государственной Думы. По традиции существенная часть законодательной работы нижней палаты парламента будет связана с отечественной системой образования. В расчете на это главные ожидания педагогического сообщества сформулировал оказавшийся в распоряжении РОСВУЗа наказ, подготовленный межрегиональным профсоюзом работников образования «Учитель».
Центральный нерв обращения «О текущей ситуации в образовании», разъяснили РОСВУЗу в профсоюзе «Учитель», это - «опасения по поводу начала новой реформаторской кампании, которой может подвергнуться российская система образования. В этой связи «Учитель» предлагает три главных меры, которые должны способствовать нормализации ситуации в сфере образования, и которые может принять новая Госдума. Это: обязательная ежегодная индексация нормативов финансовых средств, выделяемых из бюджета на каждого ученика; прекращение практики привлечения учителей к различным видам работ за рамками их должностных обязанностей; а также мораторий на изменения образовательной системы сроком минимум на пять лет».
По словам педагогов, образовательное сообщество и российское общество в целом смертельно устали от затянувшихся на десятилетия реформ, ежегодно несущих школе изменения, подчас радикальные. Вот и сейчас учителя подозревают, что «в этой сфере назревает очередная реформаторская кампания». В частности, уже затрагиваются «вопросы необходимости изменения порядка проведения ЕГЭ с введением в него устной компоненты, что полностью лишает ЕГЭ его основного смысла – единства требований,- пишут они депутатам.- Немалый резонанс в учительской среде вызвало также заявление премьер-министра Медведева о том, что сама профессия учителя подразумевает низкий уровень оплаты, а потому учителям не следует рассчитывать на значимое улучшение своего материального положения, если они намерены оставаться учителями».
Все это, по словам учителей, лишает их, «и без того дезориентированных валом противоречащих одно другому требований, последних надежд на минимальную стабильность, без которой школа перестает существовать как социальный институт». При этом часть педагогического сообщества не исключает, что весь этот информационный «белый шум» на самом деле является «просто механизмом для отвлечения общественного внимания от комплекса проблем, лежащих в основе сегодняшнего бедственного состояния всей образовательной сферы».
В свете вышеизложенного, базовыми проблемами, требующими немедленного решения, говорится в наказе учителей новой Госдуме, они считают следующие:
«1. Реальное сокращение бюджетного финансирования образования. По закону «Об образовании» нормативы на учащегося должны рассчитываться с учетом всех видов расходов образовательного учреждения. Школа не получает теперь отдельно денег на ремонт, отдельно — на коммунальные услуги, отдельно — на зарплату работникам: все включено в норматив. В большинстве регионов эти нормативы не увеличивались уже несколько лет (например, в Москве — с 2011 года). Это означает, что директора поставлены перед нелегким выбором: на чем сэкономить обесценивающиеся из-за инфляции деньги? Одни школы сокращают педагогов, другие — непедагогических работников, третьи пытаются повысить зарплаты, экономя на незарплатных статьях или расширяя платные услуги. Отсюда — наше первое требование к ГД и региональным думам: обязательная ежегодная индексация нормативов, которые закладываются на ученика при формировании бюджетов образовательных учреждений всех уровней, в соответствии с официально установленным уровнем инфляции, включая разовое повышение на 25%, компенсирующее инфляцию за три кризисных года.
2. Практика принудительного привлечения педагогов к выполнению работ, не предусмотренных их трудовыми договорами и иными юридическими документами, определяющими трудовые отношения педагогов и администрации образовательных учреждений. Необходим категорический запрет подобной практики, превращающей учителей и преподавателей вузов фактически в крепостных, вынужденных выполнять в их личное время огромный объем работы, зачастую безо всякой оплаты.
3. Перманентное реформирование образовательной сферы как в целом, так и по отдельным её элементам, превращающее педагогический процесс в непрерывное приспособление к сегодняшней ситуации. Ни времени, ни физической возможности для педагогически эффективного труда в таких условиях не остается. Абсолютно необходим полный мораторий на какие-либо изменения образовательной системы сроком минимум на пять лет. Эта пауза позволила бы не только вернуть системе стабильность, но и провести тщательный, научно обоснованный, объективный анализ результатов уже учиненных преобразований».
Получить комментарий в Госдуме по поводу этой учительской инициативы РОСВУЗу не удалось: процесс формирования профильных комитетов и комиссий там в полном разгаре и далек от завершения. Однако, прислушаются ли к ней депутаты, станет ясно вскоре после начала работы палаты 7 созыва. РОСВУЗ будет внимательно следить за развитием событий.