Недавнее внезапное смещение Дмитрия Ливанова с поста министра образования и науки и замена его Ольгой Васильевой вызвала массу спекуляций в образовательном сообществе и в обществе в целом. В том, что реально ждет отечественное образование в связи с этой рокировкой, попытался разобраться РОСВУЗ.
В отличие от своих предшественников, Васильева — профессионал в области образования — вначале сама педагог, а затем и куратор этой сферы «на верхних этажах власти». И это, наверное, неплохо: близость большого начальника «к земле» если и не оборачивается для этой «земли» полным пониманием со стороны властьпридержащих, то, по крайне мере, гарантирует ее от полного идиотизма принимаемых решений. А это в условиях России уже немало.
С другой стороны, в зону ответственности Минобрнауки входит серьезная научная составляющая. Тут и, было, начатая реформа Российской академии наук, и создание структуры науки вузовской, и возня с инновациями, и многое другое. Насколько компетентна новый министр в этой области, пока не ясно. Однако очевидно одно: в РАН, как на условиях анонимности сообщили РОСВУЗу тамошние источники, «безумно рады любому другому министру, а уход Ливанова активно празднуют до сих пор».
Сама министр также пока не говорит об академии и ее дальнейшей судьбе, явно предпочитая этой тематике образовательные сюжеты. И тут, если ориентироваться на ее недавнюю встречу с Общероссийским родительским собранием, то, что ждет в связи с переменами отечественную школу, постепенно начинает проясняться.
Прежде всего, гнать вперед реформы, не разбирая дороги, Васильева не будет: «Мы должны пересмотреть и оценить то, что уже было сделано, взять лучшее, и лишь затем двинуться вперед»,- подчеркнула она.
Вот и ЕГЭ — едва ли не главное, что интересует участников образовательного процесса и их родителей — отменять не будут, ломая снова, как это у нас водится, всё в ноль. А вот улучшением системы итоговых испытаний займутся вплотную. В частности, новый министр обещает уже в этом учебном году окончательно покончить с егэшной «угадайкой», убрав тестовую часть из трех оставшихся предметов, где она еще есть — физики, химии и биологии. А, начиная с 9-х классов постепенно вводить устную часть итоговых испытаний по русскому языку (об этом поговаривал и прежний министр), а также и по литературе. При этом общую тенденцию введения устной составляющей ЕГЭ она обещает всячески углублять — надо думать, в отношении других предметов тоже.
Тем временем школе запретят открыто наживаться на подготовке ребят к ЕГЭ: «Я буду категорически против натаскивания на ЕГЭ в послеурочное время в школе,- заявила глава Минобрнауки.- Подготовка детей к выпускным экзаменам должна вестись не в последний год-два, а с 1-го класса!»
Полной анархии школьных программ в каждом отдельно взятом регионе страны теперь также придет конец. Не отрицая право учителя и школы на творчество и собственный авторский подход, Ольга Васильева намерена проводить идею единого образовательного пространства в масштабах страны. Минимальное содержательное ядро каждого предмета в каждом классе должно быть одинаковым для всех — где бы ребенок ни учился. И, чтобы обеспечить его, «замеры по окончании каждого учебного года должны стать одинаковыми для всех»,- подчеркнула она.
Вместе с единым образовательным пространством в школу вернется и общественно-полезный труд: уборка класса после уроков, работа на школьном приусадебном участке и т. д. По нынешнему закону, обязать учащихся делать что-либо помимо школьной образовательной программы, сейчас не может никто — на это должно быть добровольное согласие учащихся или их родителей. Но новый министр считает эту норму избыточной и, похоже, готова ее пересмотреть: «Без навыков ежечасного труда нельзя жить. С этого года разрабатываются методические рекомендации по общественно-полезной трудовой деятельности. Вскоре они будут закончены, а с будущего года начнут вводиться». Впрочем, «никто не мешает школам вводить этот вид деятельности уже сейчас»,- отметила она.
Исчезнет из употребления, как обещает министр, словосочетание «образовательные услуги», особо ненавидимое учителями: «В образовании не может быть услуг! Мы не оказываем какие-то услуги, а обучаем и воспитываем будущие поколения граждан России»,- подчеркнула она. При этом пропаганда положительного образа учителя, как рассчитывают в Минобрнауки, со временем усилится. А глава ведомства, по ее словам, готова лично консультировать кинематографистов, если те соберутся снять фильм уровня «Весны на Заречной улице» или «Доживем до понедельника».