Как среднестатистический нищий испытывает непреодолимое отвращение к труду, так и отечественный законодатель, особенно, региональный, не склонен размышлять о последствиях своих замечательных инициатив. Возьмем для примера законопроект об отмене выпускных испытаний в виде ЕГЭ, только что внесенный в Госдуму Законодательным собранием Карелии.
Посыл северных депутатов ясен — повышение аттестационного порога знаний учащихся на выходе из школы. Порог этот и в самом деле невысок — тут авторы законопроекта правы. Однако способы, которыми они предлагают решить проблему, а именно упразднить обязательные ЕГЭ по русскому и математике и вернуть вместо них традиционные школьные выпускные, пробудят такие силы, по сравнению с которыми все нынешние демоны ЕГЭ покажутся жалким кукольным театром.
Мало того, что из депутатских опусов четко не ясно, по каким предметам вводятся обязательные выпускные испытания. Так, в части 13 пункта «д» статьи 1 законопроекта говорится, что «государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме государственного выпускного экзамена», из чего, вроде бы, явствует, что выпускникам, как некогда, придется сдавать все изучавшиеся предметы. А в пояснительной же записке речь в основном о государственных выпускных экзаменах (ГВЭ) по русскому и математике, и это сбивает. Но дальше идет и вовсе фейерверочная часть.
«Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации, ведущей к деградации образования»,- пишут законотворцы. Так значит ли это, что у хороших учеников будет своя система работ и оценок, у средних — своя, а у плохих — своя? Но как тогда быть с объективностью и единством требований?
Впрочем, об этих принципах в случае принятия закона можно забыть. Как предполагается, ГВЭ по русскому должен проходить в форме итогового сочинения, а по математике — контрольных работ нескольких видов сложности. При этом оценивать их будут не независимые эксперты, а свои же школьные учителя под присмотром местных управленцев от образования и родителей. И в итоге, всерьез рассчитывают карельские депутаты, «уровень заданий этого экзамена (математики - «МК») в любом случае должен быть на порядок выше требований нынешнего базового ЕГЭ, что обеспечит мотивацию для серьезного изучения математики»!
Чью мотивацию, позвольте спросить? Чиновника от образования «Иван Антоныча - Кувшинное Рыло», вновь обретшего рычаги власти на экзаменах? Да он спит и видит одно: получить во вверенных ему школах максимально высокие оценки для отчета своему начальству. Учителя? Так тому проще натаскать свой класс на заранее известные задачки контрольных и подстраховать самых слабых натянутой «троечкой». Родителей? Шутить изволите! Многие ли из них способны сегодня разобраться в впускных контрольных по математике «повышенного уровня», продвигаемых депутатами. Дети? Да они не о знаниях думают, а о поступлении в вуз. А в случае реализации этой идеи будут вдобавок рассчитывать на снисхождение родимой Марьванны при выставлении оценок. И не сомневайтесь: обязательно получат его — что ж она, зверь, что ли!
Впрочем, самое забойное в законопроекте, что ЕГЭ, по замыслу его склонных к смелому почину авторов, не отменяются вовсе, а... «остаются вступительными испытаниями в высшие учебные заведения»! В итоге, т.к. в вузы у нас, как известно, идут не менее 80% одиннадцатиклассников, а чаще и больше, расклад получается такой. Очередная ломка устоявшейся было, а ныне и существенно улучшившейся системы итоговых испытаний, осуществится ради нескольких человек на выпускной класс, в то время, как остальным по-прежнему придется сдавать не только раскритикованный авторами законопроекта ЕГЭ, но и десяток ГВЭ по всем школьным предметам. Конечно, принимая их, «свои» учителя всем нужные отметки проставят. Но коррупция на этом «золотом дне» вспыхнет с невиданной ныне силой, а бедные дети сколько-то сил и часов от своего, и без того непродолжительного сна, на эту профанацию все же положат.
Самое же смешное, что подавляющее большинство карельских депутатов, обозвавших базовый ЕГЭ по математике «примитивным», не смогли написать его даже на «троечку»: 68%, рассказал РОСВУЗу руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по этому предмету Иван Ященко, смогли правильно решить всего по одной задачке.