Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Учеба не в тягость, а в радость

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

30 апреля известнейшему отечественному педагогу-новатору Виктору Шаталову исполняется 89 лет. О сути его методов обучения, о достижениях и об общих проблемах нынешнего среднего образования РОСВУЗу рассказал директор Школы Шаталова в Москве Сергей Виноградов.

РОСВУЗ: Сергей Николаевич, на чем основана методика Шаталова? В чем ее новаторство?

- В возврате к естественным законам усвоения материала! Во-первых, объясняя новое, надо вначале преподать ребенку целое и лишь затем давать детали, частности. (Сразу же отмечу, что в нашей школе все происходит как раз наоборот). Во-вторых, необходимо неоднократное повторение материала: без этого усвоения просто не будет. И, в-третьих, во всем нужно ориентироваться на так называемое Миллерово число — 7 плюс-минус 2.

Что это значит?

- Это значит, что, к примеру, в предложении должно быть не больше 5-7 слов, а в параграфе — 5-7 абзацев. Психолингвисты отлично знают это правило: на него, в частности, в своей работе ориентируются авиадиспетчеры, ведь если смысловых единиц в тексте будет больше, он просто не будет усвоен, и произойдет катастрофа. Но педагоги в массовой школе этого, к сожалению, не знают, и перегружают детей, делая для них учебу тягостной и непосильной. Заслуга Шаталова в том и состоит, что он первым нащупал и стал применять в практической педагогике этот подход. И полученные результаты превзошли все ожидания: знания детей стали естественными, а учеба начала приносить им радость. Кстати, на интуитивном уровне этот принцип давным-давно усвоил народ. Никогда не задумывались, почему в детской «Сказке о репке» из взрослых присутствуют только бабка с дедкой, а мамы с папой нет? Да потому что родители были бы лишними: персонажей там семь! А добавь еще двоих, и ребенку было бы трудно охватить картину происходящего. Кстати, и постоянные повторы в этой сказке есть. Так что «Репка» составлена по самой что ни на есть научной методике. Ее-то Шаталов и применяет.

Почему же она не применяется широко и повсеместно?

- Из-за естественного противоречия между индустрией и Левшой-одиночкой, с коим сталкивается любой первооткрыватель в любой стране. По той же причине, скажем, арабские цифры, гораздо более удобные, чем римские, входили в практику более 100 лет и утвердились, лишь когда папа Сильвестр II пригрозил отвергающим их отлучением от церкви. Вот и метод Шаталова придет в нашу школу лет через 30.

Чего еще не хватает отечественной школе?

- Все ее проблемы - от противоестественного обучения: детям дают колоссальный объем знаний, те их не усваивают, а учителя давят. А было бы усвоение естественным, все было бы нормально, ведь от природы дети хотят учиться. Но сегодня между учителями и учащимися возникают противоречия, ведь кроме противоестественного объема знаний в школе господствует и неверная методика: вначале-то, как я говорил, детям надо дать целое, а уж потом объяснять материал по частям. Кстати, это всеобщее правило: художник вначале делает цельный эскиз, а уж потом его детализирует; ученый выдвигает цельную идею, а потом занимается деталями и т. д.

Правда ли, что качество среднего образования в последнее время очень упало?

- Да, и не только у нас: за рубежом ситуация еще хуже. Это и есть следствие противоестественности общепринятой системы обучения. Причем, в школе из-за нее создается агрессивная среда, делающая одних палачами, а других жертвами.

Как Вы относитесь к новаторским идеям, вроде отказа от «двоек» и «троек», индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка, или так называемых «перевернутых уроков», когда вместо объяснения учителя дети сами ищут ответы на вопросы по новому материалу?

- «Двойки» с «тройками» и в самом деле не нужны — они только зря травмируют ребенка. Действовать надо по-другому. У нас ведь как: из 30 учеников учитель спрашивает в день не больше пяти, а остальные, зная это, валяют дурака. А Шаталов придумал заполнять «ведомости», трижды оценивая каждого ученика за каждый урок. И ребята сами следят за заполнением всех клеточек оценками и рвутся отвечать. Индивидуальное обучение, как мне кажется, менее эффективно, чем обучение в классе: исчезает состязательность. А «перевернутый урок», если позволяет время, неплох. Но все же лишь как дополнение к урокам традиционным.

Кстати, говорят, что традиционные уроки скоро исчезнут из школы...

- Я так не думаю! Да и не вижу в них ничего страшного. 

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город