30 апреля известнейшему отечественному педагогу-новатору Виктору Шаталову исполняется 89 лет. О сути его методов обучения, о достижениях и об общих проблемах нынешнего среднего образования РОСВУЗу рассказал директор Школы Шаталова в Москве Сергей Виноградов.
РОСВУЗ: Сергей Николаевич, на чем основана методика Шаталова? В чем ее новаторство?
- В возврате к естественным законам усвоения материала! Во-первых, объясняя новое, надо вначале преподать ребенку целое и лишь затем давать детали, частности. (Сразу же отмечу, что в нашей школе все происходит как раз наоборот). Во-вторых, необходимо неоднократное повторение материала: без этого усвоения просто не будет. И, в-третьих, во всем нужно ориентироваться на так называемое Миллерово число — 7 плюс-минус 2.
Что это значит?
- Это значит, что, к примеру, в предложении должно быть не больше 5-7 слов, а в параграфе — 5-7 абзацев. Психолингвисты отлично знают это правило: на него, в частности, в своей работе ориентируются авиадиспетчеры, ведь если смысловых единиц в тексте будет больше, он просто не будет усвоен, и произойдет катастрофа. Но педагоги в массовой школе этого, к сожалению, не знают, и перегружают детей, делая для них учебу тягостной и непосильной. Заслуга Шаталова в том и состоит, что он первым нащупал и стал применять в практической педагогике этот подход. И полученные результаты превзошли все ожидания: знания детей стали естественными, а учеба начала приносить им радость. Кстати, на интуитивном уровне этот принцип давным-давно усвоил народ. Никогда не задумывались, почему в детской «Сказке о репке» из взрослых присутствуют только бабка с дедкой, а мамы с папой нет? Да потому что родители были бы лишними: персонажей там семь! А добавь еще двоих, и ребенку было бы трудно охватить картину происходящего. Кстати, и постоянные повторы в этой сказке есть. Так что «Репка» составлена по самой что ни на есть научной методике. Ее-то Шаталов и применяет.
Почему же она не применяется широко и повсеместно?
- Из-за естественного противоречия между индустрией и Левшой-одиночкой, с коим сталкивается любой первооткрыватель в любой стране. По той же причине, скажем, арабские цифры, гораздо более удобные, чем римские, входили в практику более 100 лет и утвердились, лишь когда папа Сильвестр II пригрозил отвергающим их отлучением от церкви. Вот и метод Шаталова придет в нашу школу лет через 30.
Чего еще не хватает отечественной школе?
- Все ее проблемы - от противоестественного обучения: детям дают колоссальный объем знаний, те их не усваивают, а учителя давят. А было бы усвоение естественным, все было бы нормально, ведь от природы дети хотят учиться. Но сегодня между учителями и учащимися возникают противоречия, ведь кроме противоестественного объема знаний в школе господствует и неверная методика: вначале-то, как я говорил, детям надо дать целое, а уж потом объяснять материал по частям. Кстати, это всеобщее правило: художник вначале делает цельный эскиз, а уж потом его детализирует; ученый выдвигает цельную идею, а потом занимается деталями и т. д.
Правда ли, что качество среднего образования в последнее время очень упало?
- Да, и не только у нас: за рубежом ситуация еще хуже. Это и есть следствие противоестественности общепринятой системы обучения. Причем, в школе из-за нее создается агрессивная среда, делающая одних палачами, а других жертвами.
Как Вы относитесь к новаторским идеям, вроде отказа от «двоек» и «троек», индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка, или так называемых «перевернутых уроков», когда вместо объяснения учителя дети сами ищут ответы на вопросы по новому материалу?
- «Двойки» с «тройками» и в самом деле не нужны — они только зря травмируют ребенка. Действовать надо по-другому. У нас ведь как: из 30 учеников учитель спрашивает в день не больше пяти, а остальные, зная это, валяют дурака. А Шаталов придумал заполнять «ведомости», трижды оценивая каждого ученика за каждый урок. И ребята сами следят за заполнением всех клеточек оценками и рвутся отвечать. Индивидуальное обучение, как мне кажется, менее эффективно, чем обучение в классе: исчезает состязательность. А «перевернутый урок», если позволяет время, неплох. Но все же лишь как дополнение к урокам традиционным.
Кстати, говорят, что традиционные уроки скоро исчезнут из школы...
- Я так не думаю! Да и не вижу в них ничего страшного.