Академическая науки в нашей стране отстала от детсадов. К такому выводу пришли журналисты, посетившие на этой неделе итоговое заседание коллегии Минобрнауки. И не зря. Как отмечалось на заседании, программа развития сети дошкольных учреждений для детей 3-7 лет в стране выполнена практически полностью. А вот ситуация в научных академических институтах, несмотря на все реформы, которым их подвергло государство, не удовлетворяет даже самих реформаторов. Но обо всем по порядку.
Ситуацию на дошкольном этаже системы отечественного образования в правительстве, как явствует из доклада, сделанного на министерской коллегии вице-премьером по социальным вопросам Ольгой Голодец, считают чуть ли не образцовой: «В нашем дошкольном образовании на сегодняшний день появилось дополнительно 1 млн 131 тыся. 163 места. И в подавляющем большинстве регионов проблема для детей от трех до семи лет сегодня решена»,- заявила она.
(По данным министерства на 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации составил 99,23%. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% (от 99,90% до 100%) обеспечили 66 субъектов Российской Федерации, в 12 субъектах доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах доступность – от 95% до 99%. В числе регионов со сложной ситуацией (4 региона) – республики Тыва, Дагестан, Ингушетия и Забайкальский край, где доступность детских садов составляет менее 95%).
Следующая ступень образования в России — школа — также не вызывает нареканий властей, хотя в ближайшем будущем, по словам Голодец, ее ждут большие дела. Мало того, что в течение 10 лет в связи с бумом рождаемости, уже захлестнувшим детские сады, а вскоре ожидаемым и в средних учебных заведениях, для школьников будут созданы более 6,5 млн новых мест. Одновременно с количественным пойдет и качественное развитие школы, заверил участников заседания министр образования и науки Дмитрий Ливанов:
- В сфере общего образования разрабатываются примерные основные программы. Содержание школьного образования постоянно актуализируется. Приняты концептуальные документы, определяющие основные рамки предметного содержания курсов, – прежде всего, по математике и отечественной истории. Предстоит модернизация содержания всех предметных областей – например, уже подготовлены проекты концепций филологического и географического образования,- сообщил он.
Далее для большинства выпускников откроются двери в вузы, причем, не менее широко, чем сейчас: для каждого второго выпускника 11-го класса, по словам главы Минобрнауки, и впредь «предусматривается бюджетное место в вузе. Однако базовым основанием при распределении контрольных цифр бюджетного приема станут потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. Так, на будущий год учтены пожелания 13 тыс. ключевых российских работодателей».
А вот состоянием академической науки в министерстве не довольны. И, прежде всего, тем, что «переход от управления затратами к управлению результатами», по словам Ливанова, нам еще только предстоит.
Конечно, положительные тенденции, по словам министра, есть и сейчас. Например, «преодоление спада публикационной активности. Доля статей российских исследователей в общем количестве таких публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, выросла с 2,1% в 2012–2013 годах до 2,3% на начало 2016 года». Или «рост финансирования научных исследований: в абсолютных цифрах в 2014 году (за 2015 год данных пока нет) внутренние затраты на исследования и разработки, это весь объём финансирования – и бюджетный, и внебюджетный, превысили 850 млрд руб.». И хотя бюджетные расходы на исследования и разработки по-прежнему преобладают (примерно 70%), в последние два года, по его словам, наблюдается «отрадная тенденция» – внебюджетные расходы на науку, то есть расходы бизнеса, растут быстрее, чем расходы государства.
Начала, наконец, расти и численность исследователей, в том числе молодых. Однако этот рост, подчеркнул министр, «неравномерный и идет в основном в вузовском секторе. В 2015 году университеты опередили институты ФАНО России по числу научных публикаций (их научно-педагогическими работниками подготовлено – 39,8% от общего количества публикаций, а учеными институтов ФАНО России – 32,8%; при этом доля совместных публикаций академических институтов и университетов составила 14,4%)». Чтобы изменить ситуацию, по его словам, «предстоит реализовать ряд принципиальных решений в академических институтах – перейти от управления затратами, то есть от сметного финансирования, к управлению результатами, по существу передать значительные ресурсы тем ученым и научным коллективам, которые способны и могут работать на современном уровне». На практике это означает, что государство свернет финансирование академических институтов по штатному расписанию. Причем, произойдет это «с помощью коллег из ФАНО» уже в текущем, 2016 году, пообещал Ливанов. Поможет ли это развитию отечественной науки, мы скоро узнаем.