Уже в 2016 году в российской школе появится новый обязательный предмет — «Финансовая грамотность». Проходить его, уточнила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, будут в рамках обществознания. Однако в Москве, где новую дисциплину изучают еще с 2012 года, с ней знакомят и в рамках других предметов: математики, географии и др., сообщил РОСВУЗу директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. И это станет большим преимуществом москвичей на ЕГЭ по математике, куда уже в этом году, по словам Ященко, войдут задачки на кредитно-финансовые темы.
По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, «типичной российской чертой является чрезмерная доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу». А отсюда и массовые проблемы россиян, по уши увязших в грабительских микро-кредитах с учетной ставкой якобы 2% в день, а на деле — 880% в год, не говоря о менее тяжких случаях.
Взрослые, дал понять чиновник, безнадежны: в них качеств разумного потребителя уже не воспитать. А вот со школьниками можно и нужно работать, в том числе и с тем, чтобы «молодое поколение впоследствии позитивно влияло на родителей», уберегая их хотя бы от самых диких финансовых идей. Эту задачу и будет решать школьный курс финансовой грамотности.
В перспективе новый предмет предполагается постепенно ввести в старших, 10-11-х классах российской школы, а также в основной школе (7-9-е классы). Однако некоторые элементы каждая школа при желании может ввести и раньше. И именно этим путем, как оказалось, уже двинулась Москва:
- Финансовая грамотность сродни ОБЖ, при этом особо сильные риски сконцентрированы в мегаполисах вроде Москвы,- считает начальник Управления комплексного сопровождения государственной программы столичного департамента образования Александр Молотков.- Конечно, на занятиях по финансовой грамотности мы не готовим профессионалов рынка. Наша задача другая — подготовить профессионалов-потребителей, способных верно оценить предложения этого рынка.
Средства, задействованные столичным образованием для достижения этой цели, разнообразны. С одной стороны, широко используется внеучебная работа: конкурсы, семинары, круглые столы, деловые и интерактивные игры, вебинары, выездные профильные лагерные смены, экскурсии, образовательные интернет-курсы, форумы по финансовой грамотности и т. д. Готовится и будет запущена в сентябре 2017 года специальная олимпиада по финансовой грамотности, рассчитанная, как, приоткрыв интригу, признался Ященко, «не только на учащихся, но и на их родителей».
Однако «суть нового Федерального государственного образовательного стандарта,- подчеркнул он РОСВУЗу,- состоит в том, чтобы научить школьников решать максимально жизненные задачи. При этом образовательные программы формирует сама школа, и это дает ей право включать в свой рабочий процесс любые элементы, которые она считает нужными. Это позволило нам, формально не вводя в программу «Финансовую грамотность» как самостоятельный предмет, приобщать к нему столичных учащихся в рамках других дисциплин. В этой связи в ЕГЭ и в ОГЭ (обязательные госэкзамены) по математике уже введены задачи на финансовую грамотность - например, на оптимальные условия получения кредита. Поэтому не будет преувеличением сказать, что, готовя своих выпускников к этим испытаниям, так или иначе финансовой грамотностью с учащимися занимаются практически все школы Москвы. А во многих учебных заведениях города уже идут и системные занятия по этому предмету. Примерная программа для младшей школы уже есть. А в течение полугода будет опубликована и примерная программа для средней школы».
Важно и другое. В течение двух лет, заявил РОСВУЗу начальник управления финансовой грамотности и взаимодействия с институтами гражданского общества Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Вячеслав Крылов, «Центробанк РФ планирует переподготовить основную часть учителей обществознания для обучения детей финансовой грамотности. Таким образом, школа получит необходимое число учителей, а издательства переформатируют имеющиеся учебники в соответствии с требованиями нового предмета».