Статистика, оглашенная главой комитета Госдумы по образованию Вячеславом Никоновым на заседании Совета по образованию и науке при спикере Госдумы Сергее Нарышкине, потрясает воображение.
Каждое учебное заведение России сдает в разные инстанции в среднем по 300 отчетов в год — больше, чем рабочих дней, и отчитывается по 15 тыс. показателей. Более 80% этой работы делают педагогические работники. Причем, особенно мучительны разовые запросы, включая явно никому не нужные. Например, о доле обучающихся, имеющих возможность пользоваться библиотеками с контролируемой распечаткой материалов. Или о долях учителей, прошедших аттестацию в текущем учебном году, от: общего числа прошедших аттестацию; от подавших документы на аттестацию; от общей численности педработников.
Участники заседания предложили провести радикальные преобразования. В основу отчетности положить открытый доступ к данным Минобрнауки и Росстата (на сегодняшний день они закрыты). А все прочее брать с сайтов учебных заведений, которые обязаны иметь все. Главное же - создать единую систему сбора данных для всех уровнях от федерального до муниципального, а проверки производить дважды в год: перед сентябрем заодно с выяснением готовности к началу нового учебного года и в конце года календарного. Необходима и законодательная регламентация бумагооборота. А единый перечень обязательных отчетов, по словам главы комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Любови Духаниной, «даст образовательным организациям право не заполнять ничего другого. А то сейчас учредитель за несдачу затребованного отчета может уволить директора школы без объяснения причин, а пожарные выписать огромный штраф, сумму которого придется где-то изыскивать».