Страна:
Язык:
← Вернуться назад

АНТИ-МВА – форма ликбеза для людей с комплексами

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

После кризиса 2008 года программы МВА в России не ругал разве, что ленивый. В газетно-журнальных статьях и интернет блогах МВА облыжно ругают и систематически хоронят. Что не удивительно. В зарубежной прессе то же происходит с середины 50-х годов прошлого века. А программа МВА в лучших школах бизнеса… все живет и совершенствуется.

Что же предлагают взамен наши не очень грамотные, доморощенные критики? В качестве субститутов выступают различного рода короткие программы управленческого ликбеза. Причем с громкими названиями, где обязательно присутствует слово МВА, как промоутер продаж: «МИНИ-МВА», «МВА - для практиков», «МВА для занятых», «МВА для начинающих», «МВА для продолжающих» и т.д. и т.п. И я все жду, когда же в этом ряду появятся новые и еще более  «инновационные» МВА: «для ленивых», «для лузеров», «для необразованных и глупых». Очередное изобретение в области «троллинговой рекламы», о котором написала газета «Ведомости» - курсы «АНТИ-МВА». И, судя по описанию, – это серьезный шаг в сторону новизны и «инновационности», о которых я написал выше.

«На фоне кризиса MBA-образования интернет полнится объявлениями о курсах анти-MBA самого разного содержания – от изучения основ тайм-менеджмента до руководства по открытию своего бизнеса. Большинство прямого отношения к MBA не имеют…» - признает газета «Ведомости». И добавляет: «В отличие от традиционных курсов MBA, где преподают академические дисциплины и теорию (курсив мой – С.М.), здесь учат самым простым вещам, например правилу не забывать… ответить на все электронные письма, уделив внимание всем клиентам».

 Рецепт подобных программ, как правило, универсален. Это винегрет из управленческого ликбеза, одного-двух развивающих тренингов и разбора (алгоритма) поэтапного решения несложной управленческой проблемы. Это всегда быстро, неглубоко и дешево.

«А разве это плохо? Ведь на такие программы есть спрос! Не у всех есть время серьезно учиться. Не все в мире умные и не у всех есть деньги на МВА » - может возразить читатель. И будет прав. Рост ликбез-центров для малого предпринимательства и начинающих менеджеров само по себе явление прогрессивное и отрадное. Это путь к росту самозанятости и развитию рыночной экономики. А, следовательно, к постепенному преодолению государственного монополизма в экономике. Это можно только приветствовать!

Вот только причем здесь программы МВА, которые решают совсем иные задачи? Зачем рекламируя свой незамысловатый продукт для начинающих предпринимателей, выцарапывать коряво писать свое имя на пьедестале программы, которую ООН назвала «самым большим открытием в системе образования ХХ века»? Зачем строить рекламу на логике конфликта в коммунальной квартире, где для подтверждения собственной значимости необходимо плюнуть в кастрюлю более образованного, успешного и интеллигентного соседа?   

            Хотим отметить, что программа МВА – это отнюдь не «традиционные курсы, где преподают академические дисциплины и теорию». Такое невежественное утверждение можно дать лишь ничего не зная или не желая знать об МВА.

Ибо, во-первых, МВА – это никогда не лекции в воскресной школе для «курносеньких 18-илетних курсисток» и не курсы АНТИ-МВА для вступающих в бизнес. МВА – это одна из наиболее сложных и эффективных – из известных в мире - ДИПЛОМНЫХ программ, направленных на развитие управленческого потенциала. Причем программа эта рассчитана на ЗРЕЛЫЙ БИЗНЕС. На слушателей с солидным опытом практической работы и управления, которые хотят этот опыт помыслить для подготовки нового карьерного рывка. Это ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ управленческого образования, серьезное сравнение которой с занятиями «в начальной школе для будущих бизнесменов» типа АНТИ-МВА даже не противоречие в определении, а гоголевские «сапоги всмятку». И во всем мире программы МВА рассматриваются, как исключительно после опытный уровень образования, существенно более высокий, чем университетская магистратура.

А, во-вторых, МВА - это не место, где преподают «традиционные академические дисциплины и теорию». Авторы утверждений таких утверждений, очевидно, путают МВА со вторым высшим университетским образованием или с академической магистратурой. Или просто попались на удочку продавцов дешевых псевдо МВА, где преподают традиционные университетские профессора. Такие программы всегда дешевле настоящих. Их и покупают за дешевизну и бренд известного с советской поры университета. Результат известен. Скупой, как известно, всегда платит дважды!

            Итак, что же такое настоящая МВА? Еще раз – это всегда ДИПЛОМНАЯ программа (degree program), которая дает следующий после уровня магистратуры уровень образования. Причем образования прикладного, ориентированного на практику и на карьерный рост. Основной костяк преподавателей на настоящей программе МВА – это преподаватели-консультанты, тренеры и коучи, бизнесмены-практики. Часто без ученых степеней и званий, но с признанием в бизнес среде.  На программу не принимают слушателей без опыта практической (а лучше управленческой работы). Причем в сильных бизнес школах обычно требуют, чтобы опыт был хотя бы не менее 5 лет. А чаще – больше.

НА программу МВА стоит приходить людям уже ставшим средними или высшими менеджерами. Начинающим бизнесменам и предпринимателям идти на МВА рано. В большинстве для них программа не даст ничего кроме ненужных затрат времени и денег. Причем компромисс возможен только ценою резкого снижения качества. Если у слушателей нет серьезного опыта работы в бизнесе и управлении – с ними невозможно организовать реально практико ориентированные занятия. Ведь центральное звено обучения – это не лекция (теоретическая или практическая), а обмен САМЫМ ПОСЛЕДНИМ опытом между учащимися в ходе деловой игры, мозгового штурма, тренинга или разбора деловой ситуации или «кейс-стадиз». Участие в такой программе начинающих бизнесменов сродни чтению «Войны и мира» пятиклассником средней школы. Все слова понятны. Сюжетная линия, в целом, - тоже. Можно «с понтами» сказать сверстникам: «Я читаю… «Войну и мир». Вот только толку будет мало. Не интересно будет совсем. И психологический портрет русского общества начала 19 века читающий не поймет и не заметит.

            Программы МВА во всем мире весьма дороги. И это имеет смысл. Во-первых, дешевые программы не смогут оплатить лучших преподавателей-практиков. Компромисс – это получение взамен интерактивных занятий тренеров и консультантов-практиков лекций вузовских теоретиков. Еще раз – скупой заплатит дважды. Во-вторых, высокая цена, это жесткая и неприкрытая проверка таланта делать успешный бизнес. Чем выше талант бизнесмена или менеджера, тем большего он достиг в карьере еще до поступления на программу, тем выше его доходы. И тем выше качество и цена программы, которую он может себе позволить. МВА – это не подготовка свободных художников или библиотекарей. Здесь талант слушателей определяется умением делать бизнес, получать прибыть и строить карьеру.

            Программы МВА, с одной стороны, управленческие тренинги и программы бизнес ликбеза, с другой, - это разные продукты, ориентированные на разные интересы и клиентов. Тренинги и ликбез на сленге преподавателей МВА часто называют «управленческим фаст-фудом», поскольку не успев утолить голод в знаниях они вызывают этот голод вновь. После одного тренинга требуется другой, третий и т.д. Хорошие программы МВА – это «долгоиграющие пластинки». Они дают нарастающий кумулятивный эффект в течение 5-7 лет после окончания. Это происходит, во-первых, потому, что серьезные знания и навыки, полученные в ходе двухлетней работы с лучшими преподавателями-практиками,  помогают выпускникам успешно решать проблемы все большей сложности. А во вторых, потому что начинает работать эффект полученных социальных связей (одни успешные выпускники начинают приглашать в совместные проекты других). И, если спокойно, без эмоций и «троллинга» говорить об уровнях различных программ типа мини-МВА или Анти-МВА и о реальных программах МВА, то используя аналогию из мира музыки, можно сказать, что первые будут чем-то вроде вечерних занятий для взрослых во дворцах культуры, а вторые – обучением в столичной консерватории. На самом деле - и то и другое нужно и важно. Но уровень программы и уровень клиентов разнятся кардинально.

         Что же касается заявлений, которые активно звучат в блогах и на страницах печати, и где люди, не учившиеся на МВА, заявляют: «Мне – это не надо. Мне МВА не подходит. МВА – это теория», то, по нашим наблюдениям, причины их кроются не столько в сути программы МВА, сколько в проблемах, нередко, карьерных неудачах и комплексах самих авторов заявлений.  Это могут быть комплексы, связанные с нехваткой реальных знаний, опыта, упорства и настойчивости. Это может быть нехватка финансовых ресурсов, прикрываемая агрессией. Это может быть возраст и положение, когда признаться даже самому себе, что ты  не понимаешь, что стоит за аббревиатурой МВА, становится все труднее.

         Вместе с тем, если быть объективными, надо признать, что дыма без огня не бывает. В России много плохих программ МВА. И еще больше плохих вузовских программ высшего образования, которые называют себя МВА. Что же делать клиенту, который думает о хорошей программе МВА? Чтобы не попадать впросак, надо проверять международную и российскую репутацию программы. Клиентам надо учиться обращать внимание на наличие международной и российской независимой аккредитации программ МВА.

Если репутация и авторитет программ МВА трех признанных лидеров российского рынка – школы бизнеса Сколково, ИБДА РАНХиГС и школы бизнеса Санкт-Петербургского университета - достаточно общепризнаны и известны, то еще, как минимум, два десятка программ (в том числе расположенных в регионах страны), чье качество и репутация также весьма высоки, известны явно недостаточно. Хотя сегодня эти программы МВА также имеют убедительное подтверждение качества и прктико- ориентированности в форме престижных  международных или российских аккредитации.

О каких аккредитациях идет речь? Это - аккредитацию одной из ТРЕХ международных ассоциаций «Тройной короны»:  AACSB International, EFMD и AMBA International. К остальным международным аккредитация надо относиться весьма осторожно. Всего в России аккредитации хотя бы одной из ассоциаций «Тройной короны» сегодня имеет полтора десятка программ МВА. Уже есть из чего выбирать.

Это - национальная, независимая аккредитация НАСДОБР. НАСДОБР - аккредитационный Совет, созданный три года назад крупнейшими ассоциациями работодателей России (Деловая Россия, РСПП, ТПП, Ассоциация менеджеров, Ассоциация российских банков и РАБО). Это единственная российская аккредитация образовательных программ, где эксперты сдают квалификационные экзамены, где в аккредитационной комиссии обязательно присутствуют представители бизнеса и деловой прессы. За три года работы НАСДОБР аккредитовал по совокупности 12 российских программ МВА, реализуемых в ведущих бизнес школах страны, отказав одновременно более, чем полудюжине аппликантов. Повторим еще раз – список аккредитованных программ не очень длинный. Но выбирать уже есть из чего! Аккредитованные программы относятся к жанру программ МВА. И их выпускники могут ожидать, что программа даст им ожидаемый карьерный толчок, поможет личностному развитию и расширит круг социальных связей.

***

Ну, а для тех, кто все еще верит в чудеса, мы скажем, что критерий истины – это всегда практика. И лучше - личная. И что, в конечном счете, любое обучение и ликбез, даже с эпатажным названием «АНТИ-МВА» – тоже благо. Хотя сравнивать такие программы с МВА глупо и претенциозно.

Такое сравнение сродни утверждению, что вечерняя музыкальная студия, где учат игре на трехрядной гармошке или трем аккордам шестиструнной гитары может выступать конкурентом и антитезой учебе в Московской консерватории по классу фортепьяно. Впрочем, о вкусах не спорят. И, вероятно, найдутся знатоки с торочащими над дискуссией «троллинговыми» ушами, которые будут утверждать обратное….

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город