В свое время именно наша страна стала основной движущей силой в создании рейтинга университетов стран БРИКС по версии QS (Quacquarelli Symonds). Первый такой рейтинг три года назад создало российское Минобрнауки. Он базировался он на показателях, отражающих общие черты, присущие системам высшего образования пяти стран-участниц БРИКС, и впоследствии, заявил тогда глава ведомства Дмитрий Ливанов, должен был стать «инструментом сравнения конкурентных позиций вузов». Так и получилось.
В 2015 году QS рейтинг университетов стран-членов БРИКС был оглашен в третий раз. По общему мнению организаторов, позиции России в нем усилились, т.к. «ведущие российские университеты значительно поднялись в рейтинге». Однако не все так гладко.
В основном, как оказалось, существенно улучшили свои позиции российские университеты из группы после 70-го — 80-го мест, признала руководитель российского направления рейтинга QS Зоя Зайцева. Да и общее количество отечественных вузов, вошедших в топ-200 осталось на уровне прошлого года — 53, между тем как позиции некоторых из них по сравнению с прошлым годом даже слегка «провисли». Особенно это заметно в верхней части списка.
Так, например, флагман российского высшего образования, вуз № 1 МГУ им. Ломоносова не только оказался единственным отечественным университетом в топ-десятке вузов БРИКС, но и спустился с прошлогоднего 3-го места на 4-е. На три пункта понизился и российский вуз № 2 - Санкт-Петербургский государственный университет, сместившийся с 12-го на 15-е место. С 18-го на 19-е место переместился Новосибирский госуниверситет. На 4 пункта — с 35-го на 39-е место спустился МГИМО.
Реальных серьезных успехов в топ-сотне добились разве что МИСиС и МИФИ, улучшившие свои прошлогодние позиции чуть ли не на на десяток пунктов сразу. Наибольшего же прогресса, как оказалось, достигли Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информтехнологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Национальный минерально-сырьевой университет ("Горный") и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, поднявшиеся в рейтинге не менее чем на 20 пунктов каждый. А Алтайский государственный университет и вовсе взлетел вверх на 46 позиций и впервые вошел в топ-150.
В то же время надо признать: бесспорными лидерами списка университетов БРИКС по версии QS остаются китайцы. Именно они занимают сразу семь позиций из топ-десятки во главе с Университетом Цинхуа, Пекинским университетом и Университетом Фудань. России, Индии и Бразилии достались лишь три позиции в топ-10: 4-е место у нашего МГУ, 5-е — у Индийского научного центра в Банаглоре и 9-е — у Университета Сан-Паулу (Бразилия). Примерно та же картина сохраняется и в других группах лидеров данного рейтинга.
Все эти достижения китайских университетов не на пустом месте, подчеркнула Зоя Зайцева: «Лишь одна страна мира вкладывает больше средств в образования, чем Китай - США. И это приносит свои результаты. А с этого года наблюдается рост аналогичной активности со стороны Индии, создающей новые технологические университеты. Так что лет через 7-9 они будут теснить те страны, которые вкладывают в образование меньше».
К слову сказать, именно невиданными в России финансовыми вливаниями в университеты она объясняет и некоторое проседание результатов лучших российских вузов в этом году: «Надо посмотреть, кто их обогнал — ведь это вузы с несоизмеримо большими бюджетами!»
Похвастаться тем же система отечественного высшего образования в ближайшее время явно не сможет: в условиях кризиса правительство готовится секвестировать бюджет образования и науки, возможно, на 10%. В такой ситуации остается разве что «воевать не числом, а умением». Именно к этому, кстати, и призвал российских ректоров присутствовавший на оглашении итогов рейтинга QS по университетам стран БРИКС замминистра образования и науки Александр Климов.