Несмотря на очевидные «шороховатости» с изучением курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-м классе, патриарх Кирилл предложил изучить его не один год, а целых восемь- со 2-го по 9-й класс включительно. Однако Общественный совет при Минобрнауки этой инициативы главы РПЦ не поддержал.
«Для школьного коллектива пустить в школу священника — это волей-неволей создать параллельный центр власти: священник в школе не может им не быть. Уже сейчас в РПЦ в вопросе школьного образования ведут себя напористо и последовательно: священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор Основ православной культуры. По просочившимся в печать сведениям в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля»,- обрисовал ситуацию член Совета Виктор Лошак.
Другая колоссальная проблема, по его словам, связана с изысканием дополнительных часов школьной программы на расширенный ОРКСЭ: «Учителя только-только болезненно пережили жертву одного часа русского языка либо литературы на ОРКСЭ. А теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени! Чем собирается жертвовать министерство в ситуации, когда добавить школьникам часы уже невозможно? Есть три предмета, преподаваемые со 2-го по 9-й класс: русский язык и литература, математика, физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство жертвовать этими базовыми дисциплинами?»
Аргументы Лошака показались Общественному совету убедительными, и он единогласно не рекомендовал Минобрнауки принимать предложение патриарха. Напомним, что сейчас из 6 модулей ОРКСЭ 44% семей четвероклассников выбирают Основы светской этики; 20% - Основы мировой религиозной культуры; 35% - Основы православной культуры; 4% - Основы исламской культуры и менее чем по 1% - историю буддизма и историю иудаизма.