Уже в 2015 году преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) должно вестись не в 4-х классах школы, как сейчас, а со 2-го по 10-й, заявил, открывая прошедшие на этой неделе XXIII Международные Рождественские образовательные чтения, патриарх Кирилл. При этом остальная школьная программа должна быть упрощена «до прописных истин», а все дети - учиться по единым учебникам как минимум по гуманитарным предметам, дополнили предстоятеля РПЦ другие участники чтений.
В концепцию курса ОРКСЭ, подготовленную в 2012 году, заложена возможность расширения преподавания этого предмета на 2-й — 10-й классы, напомнил, Кирилл, и «мы ожидаем что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, начнется. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на “нет” все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников».
Педагогов такая перспектива не порадовала: «Возможно, кое-кто и хотел бы вернуться к формуле царского министра образования Уварова “Самодержавие — православие — народность”,- заявил РОСВУЗу член-корр. Российской академии образования Александр Абрамов.- Но существует Конституция, по которой Россия — светское государство. И откуда мы наберем духоподъемных преподавателей для 10 млн школьников, причем, чтобы соблюсти приличия, не только по православной культуре, но и по всем четырем основным российским религиям, не считая светского курса? Кроме того, с содержанием одного-единственного, локального курса для четвероклассников у нас и то возникли серьезные проблемы. Откуда же взяться качественным учебникам для всей школы? Наконец, введение во всех классах ОРКСЭ в объеме двух часов в неделю приведет к очередному секвестру отечественного образования. А это уже — чистое вредительство!»
Среди других предложений, выдвинутых представителями православного духовенства на секции Рождественских чтений «Духовно-нравственного воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы», - жесткая регламентация выбора родителями модуля ОРКСЭ для изучения их детьми (всего таких модулей 6: одна из четырех традиционных для России религий — православие, ислам, иудаизм или буддизм; курс светской этики и интегративный курс мировых религий) и передача экспертизы школьных учебников по ОРКСЭ религиозным организациям (сейчас они экспертируют лишь примерную программу обучения). Расширение понятия религиозного образования с одновременным сужением светского до прямой «независимости школы от церкви, но без антирелигиозности» и обучение детей закону божьему с 3-4 лет, причем вести обучение на старославянском языке.
Не отстали от священства и миряне. Преподаватель МГИМО Ольга Четверикова призвала к отказу отечественного образования от следования мировым (западным) стандартам образования, поскольку «идеи толерантности делают невозможным распространение православных ценностей». А депутат Госдумы Ирина Яровая - провести «жесточайшую ревизию качества и объема знаний, которые дает школа. Мы не учим ребенку простому — прописным истинам! Необходимо упрощение программ, в том числе за счет сокращения объема выделяемого на изучение иностранных языков! Кроме того, общее образование не должно предполагать вариативности: должна быть единая, общая линейка учебников по русскому языку, литературе и истории, и в их создании обязательно должны принимать участие представители традиционных конфессий. Переписать надо и концепцию духовно-нравственного воспитания школьников».
Предлагаемое участниками Рождественских слушаний «упрощение» школьной программы при одновременном расширении ее религиоведческой компоненты, да еще в сочетании со ставкой на «распространение православных ценностей» в многонациональной и многоконфессиональной стране не может не внушать тревогу: можно подумать, что нам во что бы то ни стало требуется дополнить финансово-экономический и внешнеполитический кризисы еще и межрелигиозным!
Утешает одно. По данным Минобрнауки, подавляющее большинство семей (62,5%) выбрали Основы светской этики (45%) и общий курс Истории мировых религий (17,5%), проявив тем самым много больше здравомыслия, чем их духовные пастыри, и не желая раскалывать детей по вероисповеданию. Да и позиция Минобрнауки, озвученная замминистра Натальей Третьяк, по-прежнему сводится к тому, что «сначала надо оценить результаты изучения ОРКСЭ в четвертых классах, а, главное, его результативность в плане реального повышения нравственности детей, а уж затем думать о распространение этого опыта на всю школу. Обеспечение же духовно-нравственного воспитания в рамках одного школьного предмета невозможно. Таким образом мы это пока и интерпретируем».
23 января 2015
Глава РПЦ считает, что основы религиозных культур должны преподаваться со 2-го по 10-й классы
Источник:
Фото: