На этой неделе на площадке Общественной палаты Общественный совет при Рособрнадзоре презентовал основные подходы ведомства к формированию новой модели контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки, которая должна вступить в действие после того, как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в этой сфере утратят силу. По словам чиновников, избранная ими модель «регуляторной гильотины» сменит приоритеты их работы, и вместо проверок с наказаниями ведомство займется мониторингом и рекомендациям по развитию вузов. На деле же произойдет не смягчение, а ужесточение диктата Рособрнадзора, не сомневается омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский.
Нынешней системой контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки недовольны все, и не довольны совершенно справедливо. Рособрнадзор предлагает новую модель, ключевыми элементами которой обещает сделать «переход от формальных процедур контроля, когда проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний; смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию; реализация мер профилактики нарушений; дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение к мониторингам высшего и среднего специального образования представителей работодателей».
В новой модели, дают понять в ведомстве, «разрешительной процедурой может остаться лишь лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации. А государственный контроль и надзор в своем нынешнем виде трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования. Вся модель «регуляторной гильотины» будет строиться на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации».
Казалось бы, предлагаемые новшества - отмена госаккредитации; перенацеливание контроля с формальных признаков на качество обучения; упразднение изматывающих проверок и переход к рекомендациями по развитию — значительно улучшают ситуацию с госконтролем за деятельностью вузов. Однако на деле это не так, заявил РОСВУЗу Амет Володарский:
«Это лишь хитрая попытка Рособрнадзора, использовав предложения, регулярно звучащие в образовательном сообществе на протяжении последнего десятилетия (отмена аккредитации, проверка знаний ребенка на выпуске и т. п.), не ослабить, а усилить свое влияние на вузы! Скажем, руководство ведомства намерено перейти от документальной проверки к институциональной. Но ведь на деле это значит, что под прицел проверяющих попадет весь вуз — от входной двери, в которой тут же обнаружат щели, через которые якобы дует в коридор, до посещаемости ректором его рабочего кабинета! Таким образом, они будут проверять уже не только документы, а полностью весь вуз, кстати, включая и эти самые документы! И контроль станет не мягче, а еще жестче!»
При таком раскладе, предупреждает омбудсмен в сфере образования, пресловутая «регуляторная гильотина» «быстро превратится в гильотину в полном смысле этого слова! И давайте задумаемся: если Рособрнадзор, действительно, намерен заниматься рекомендациями и консультациями, зачем ему институциональные проверки? Все ясно, как белый день! Мы же предлагаем другое: Рособрнадзор как консультационно-рекомендательная служба, пусть даже платная, должен заниматься не отзывом аккредитаций, а помогать вузам решать реальные проблемы. Например, если в каком-то корпусе нет пандуса, не закрывать этот вуз, а разобраться в причинах и помочь найти решение. Вот тогда и был бы толк! Но Рособрнадзор нацелен на другое. А потому разговоры его руководства про «регуляторную гильотину» все больше напоминают волка из сказки о семерых козлятах, отправившегося к кузнецу смоделировать свой голос, чтобы спеть песенку. В данном случае — песенку про изменения. В реальности речь идет о расширении полномочий Рособрнадзора, а, значит, и его степени влияния на вузы!»