Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Олег Смолин: «Борьбу за качество учебников подменили борьбой с их количеством»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

На этой неделе комитет Госдумы по образованию и науке заслушал планы Минпросвета по реорганизации Федерального перечня учебников, допущенных до преподавания в школе, а заодно и системы экспертирования учебного материала в целом. Министерство, сообщила замглавы ведомства Татьяна Синюгина, по сути введет свою монополию на весь этот процесс. Однако в обществе, по словам главы думского комитета Вячеслава Никонова, ширится непонимание такого подхода, а образовательный процесс, в случае реализации планов чиновников, серьезно пострадает, предупредили эксперты.

Нынешние думские слушания по проблеме школьных учебников провели, чтобы подвести итоги аналогичного заседания годичной давности. Депутаты решили посмотреть, как за это время выполнялись их прошлогодние рекомендации, и что вообще творится со школьными учебниками. А творится вот что: в обществе и образовательном сообществе, констатировал Никонов, продолжается брожение умов, запущенное деятельностью Минпросвета.

Особенно много дискуссий, а то и прямого возмущения, вызвало принятие в прошлом году новой версии Федеральных государственных стандартов, резко сужающих возможности творческого подхода учителя, а то и прямо вводящих в школе полное единообразие. Не меньше непонимания как по сути, так и по форме вызвала затеянная чиновниками реформа процедуры формирования Федерального перечня учебников, допущенных до преподавания в школе, и основных подходов к организации экспертизы и отбора экспертов. Например, дополнительной экспертизы, не предусмотренной существующими правилами и почему-то применяемой не ко всем изданиям, а лишь к некоторым.

Взамен, правда, чиновники обещают нам повысить качество учебной продукции . Однако «борьба за качество учебников на деле подменилась борьбой с их количеством. В результате часть хороших учебников выпала из Федерального перечня по формальным основаниям»,- обрисовал результаты «реформы» первый зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин.

Впрочем, ведомство, похоже, это ничуть не смущает. Минпросвет, дала понять Синюгина, и впредь намерено следовать избранным курсом на собственное главенство во всех вопросах, касающихся отбора, издания и включения в Перечень учебников, а заодно отбора и назначения экспертов.

При этом школы получат жесткий регламент жесткий регламент того, что и как надо преподавать, пообещала она: «В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и в примерных образовательных программах до сих пор недостаточная конкретизация и детализация требований к результатам базового образования,- отметила она.- А проект нового ФГОС содержит эти детализированные требования. Сейчас он находится на финальной стадии разработки. И это качественно изменит наше образование».

Что касается экспертизы учебников, то ею и впредь будут «рулить» не ученые Российской академии наук и Российской академии образования, а чиновники. Нет, формально, разумеется, экспертов отберут из научной сферы. Однако именно министерство станет главным заказчиком их работы, будет на свой вкус отбирать кандидатуры экспертов, и не за ними, а за своим научно-методическим советом оставит последнее слово при принятии решения о включении в Перечень того или иного издания. Другими словами, окажется полным монополистом в супердоходной сфере издания учебных материалов. А монополизм, как мы хорошо знаем из собственной истории, до добра не доводит.

«Ключевой риск этой баталии,- подчеркнул глава комиссии по науке и образованию президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов,- это риск невозможности выполнения решения президента России об обновлении содержания образования в соответствии с приоритетами развития науки. Минпросвещения лишено главного — ценностного и интеллектуального потенциала, который мог бы стать точкой опоры при разработке вопроса проблемы обновления содержания общего образования в нашей стране. Да и

вообще, сама идея перечня учебников и определение контента в электронном информационном мире — это оксюморон. Нужны гипертексты, совершенно другая смысловая педагогика! А в результате этого решения все будут заинтересованы в том, чтобы стандарт делался под учебник, а не учебник под стандарт, и лучше тиражировать старые товары, чем тратить ресурсы на поиск и создание новых. Заложен механизм блокировки генерации нового контента. По сути дела принята стратегия неуспеха. Иными словами, нам предложена стратегия успеха издательств и стратегия неуспеха учителей и детей!»

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город