Не успело вузовское сообщество привыкнуть к новому, предписанному нынешним законом об образовании порядку назначения ректоров, как у властей возникла новая идея: выбор глав ведущих вузов общественными советами. Правда, едва появившись, эта информация тут же бесследно исчезла с информационного поля. А это означает, что идея, если и не отвергнута образовательным сообществом, то на данном этапе оказалась недоработанной.
С 2012 года и по сей день способы назначения ректоров вузов определяет закон «Об образовании». Их по большом счету четыре. Избрание общим собранием сотрудников (сотрудников и студентов) с последующим утверждением учредителем - Минобрнауки или любым другим органом исполнительной власти, в чьем ведении находится данный вуз. Прямое назначение учредителем. Назначение ректора президентом России. Назначение правительством.
Два последних варианта осуществляются крайне редко. Президент назначает ректоров всего лишь двух крупнейших российских вузов — Московского им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Правительство — ректоров десятка федеральных университетов. Основная же масса государственных вузов сейчас избирает кандидатов в ректоры с последующим их утверждением учредителем. По большей части им оказывается Минорнауки.
Все кандидаты, предложенные вузами, должны соответствовать определенным требованиям: иметь соответствующее образование и управленческий опыт; не иметь судимости и при этом хорошо ориентироваться в законодательстве; быть не старше 65 лет и вдобавок пройти обязательную аттестацию. (Все квалификационные и прочие требования к соискателю ректорского кресла прописываются в уставе вуза). Избирается он тайным голосованием, список кандидатов утверждается ученым советом вуза, а затем направляется в аттестационную комиссию Минобрнауки под председательством главы ведомства. Там каждый кандидат рассматривается коллегией Федерального агентства по образованию, и в случае утверждения с ним заключается трудовой договор и издается приказ об утверждении в должности ректора на срок не более пяти лет.
Эта схема просуществовала несколько лет. Однако, как выяснил РОСВУЗ, на последнем совещании с представителями наблюдательных советов учебных заведений глава Миноборнауки озвучил новое, если не революционное предложение: передать этим советам право выбора новых ректоров в вузах, принимающих участие в программе «5-100» (она предусматривает, что к 2020 году не менее 5 российских вузов войдут в топ-100 мировых рейтингов университетов). А министерство, дескать, никоим образом не будет вмешиваться в этот процесс и не станет отклонять намеченных таким образом кандидатов.
Действительно, в 15 вузах-участниках проекта по повышению конкурентоспособности отечественных университетов на международном уровне, известной также как проект «5-100», созданы наблюдательные советы с участием представителей бизнеса и госведомств. На этих людей, очевидно, и предполагалось возложить ответственность за назначение ректоров, поставив при этом на кон репутацию вуза. Однако идея, озвученная министром, как показали дальнейшие события, оказалась лишь пробным шаром, запущенным с тем, чтобы выявить мнение как вузовского сообщества, так и уважаемых людей, вошедших в общественные советы. Во всяком случае, в ближайшее время о ее реализации речи не идет.
Об этом можно судить хотя бы по тому, что вскоре после того, как информация о ней попала в интернет, ее оттуда быстро удалили. Ректоры о новом повороте в их судьбе тоже как в рот воды набрали. Один лишь руководитель МГИМО Анатолий Торкунов публично заявил, что он надеется, что новая система все же будет учитывать мнение коллектива вуза. Все же остальные вузы, куда общался РОСВУЗ, от официальных комментариев уклонились. Лишь в Национальном исследовательском университете-Высшая школа экономики частным порядком РОСВУЗу отметили, что «к реализации данной инициативы имеется много вопросов. Например, неизбежно возникнут сложности с тем, что большинство университетов-участников программы «5-100» являются вузами подчинения Минобрнауки и укладываются во вновь предлагаемые рамки. Однако как быть с теми, кто не принадлежит министерской системе, как, например, НИУ-ВШЭ, остается совершенно неясным».
Очевидно, что эти и многие другие нерешенные вопросы и подтолкнули министерство к тому, чтобы взять паузу и не не форсировать развитие событий. А для начала — удалить из интернета все «преждевременные» материалы.