Решение о предоставлении бюджетных субсидий частным школам, вузам, кружкам, спортсекциям, лагерям отдыха и т. д. было принято четыре года назад. Как оно выполняется, и стала ли в итоге легче жизнь наших граждан, разбирался РОСВУЗ.
Дальше всего по намеченному без малого пятилетку назад пути диверсификации инфраструктуры образования и усиления конкуренции организаций различных форм собственности, как оказалось, ушла система летнего отдыха детей:
«Распределение бюджетных средств на летний отдых детей происходит таким образом,- разъяснила РОСВУЗу вице-премьер правительства России по социальным вопросам Ольга Голодец.- Каждый регион проводит конкурсы на организацию летнего отдыха детей, и средства получают победители, независимо от формы собственности. Подавляющее большинство летних лагерей отдыха сейчас частные. И это не мешает направлять госсредства идти именно туда. То же самое касается образовательных организаций и учреждений дополнительного образования».
Насчет летнего отдыха не поспоришь: львиная доля его инфраструктуры и в самом деле является частной. Исключение, правда, составляли городские школы, где до сих пор отдыхала наибольшая часть детей. Однако с этого года столичные власти прикрыли данное направление под предлогом ремонтов, требующихся школьным зданиями и отпусков - учителям. И субсидии пошли частникам.
А вот в системе образования принцип выделения бюджетных средств частным образовательным организациям действует лишь формально, заявил РОСВУЗу ректор Российского нового университета (РосНОУ), глава Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов: «Еще прежний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко много раз говорил, что для создания реальной конкурентной среды в высшем образовании надо, чтобы негосударственным вузам выделялось 7-10% общего объема бюджетных средств. На практике же эта доля никогда не превышала 1,5%, а в последние годы составляет менее 0,2%. Так что реально говорить о выделении госсубсидий негосударственным вузам сложно».
Не работает это положение и на региональном уровне, констатировал он: «Вот, правительство Москвы, к примеру, также ежегодно выделяет субсидии на поддержку вузов столицы. Но ни один негосударственный вуз в их число не входит. Та же ситуация и с частными школами: мы планировали открыть такую школу. Но сейчас, как оказалось, сделать это невозможно из-за непомерных налогов на землю. Россия — едва ли не единственная страна, где размер налогообложения зависит от формы собственности: если с государственных вузов и школ налог на землю и здания у нас не взимается, то негосударственные образовательные организации платят практически наравне с коммерческими структурами. Так что реальная конкурентная среда, к сожалению, отсутствует: знаю, что многие частные школы сейчас из-за этого ликвидируются, хотя формально также могут претендовать на поддержку региональных бюджетов. Да и из вузов в таких условиях могут выжить в основном маргинальные, где не учат, а торгуют дипломами, что гораздо дешевле».
Частные учреждения среднего профобразования — колледжи, подтвердил РОСВУЗу замруководителя аппарата думского комитета по образованию Алексей Майоров, также имеют право на бюджетные средства. Однако «в отличие от высшего образования, уровень среднего профобразования по нашей Конституции является общедоступным, а потому частных колледжей очень мало — в общей сложности 18 в масштабах всей страны»,- уточнил он. Так что этим направлением можно пренебречь.
А вот частную систему допобразования за счет бюджетных средств финансируют не больно-то. Нет, платный сектор-то здесь растет как на дрожжах. Но зарабатывают на детях в основном государственные (муниципальные) школы, куда усиленно переводят кружки и секции. А все, что помимо школы, схлопывается на глазах, включая негосударственный сектор. Не доплачивают за кружки, разумеется, и частным школам: хорошо, если им хотя бы на основное образование подкинут.
В свою очередь у Минспорта, разъяснили в ведомстве РОСВУЗу глобальных федеральных проектов спонсирования негосударственных структур нет — разве что на местах могут быть отдельные локальные гранты, что, впрочем, вряд ли: в стране кризис. Так что максимум на что может надеяться частная школа или секция — отправить своих воспитанников на одно из 300 футбольных полей, открытых в рамках специального проекта по стране год назад для всех детей.
Ну а Федеральное агентство по делам молодежи, как разъяснили там РОСВУЗу, выделяет правительственные гранты как физлицам, так и юрлицам, независимо от того, какой сектор — частный или государственный — они представляют. Грантовый конкурс проходит на ежегодных всероссийских молодежных форумах. Ребята будут там защищать свои проекты, а победители получат грантовую поддержку (физлица — от 100 до 300 тыс. руб., а юрлица — несколько больше).
«За последние 20 лет во всех постсоциалистических странах,- подытожил Владимир Зернов,- принято решение о поддержке негосударственного сектора образования. И это понятно: по эффективности использования ресурсов он в целом в 2-3 раза выше государственного, а в нашей стране — в 4-5 раз выше. В Польше, например, на поддержку частных вузов направляется 18-20% всего бюджета высшего образования, в результате чего по своему потенциалу Польша сейчас практически сравнялась с Россией, о чем еще недавно невозможно было и подумать. А нам еще 10 лет назад с самых высоких трибун обещали решить этот вопрос, но он так и не решен!»