ИЛИ



Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться»
я даю согласие на обработку моих
персональных данных
Восстановление пароля
Учебные заведения
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
Нижегородская академия МВД РФ
Нижегородская академия МВД РФ

Общая информация

На живописной юго-восточной окраине Нижнего Новгорода, на территории лесопарка Щелоковский хутор, расположена Нижегородская академия МВД России - высшее учебное заведение, в котором за период обучения курсанты и слушатели получают фундаментальную юридическую, экономическую и специальную подготовку.

Истоки Нижегородской академии МВД России берут своё начало с ноября 1927 года, когда по решению Малого Совнаркома РСФСР была образована в г. Новосибирске школа для младшего начсостава милиции. Открытое 5 ноября 1927 года в г. Новосибирске учебное заведение получает название «4-я школа младшего начсостава милиции», которая в 1928 году была переименована и стала называться «7-я школа НКВД административно-милицейских работников». Приказом начальника милиции республики от 29 августа 1929 года школу переводят во Владимир, предусмотрев ее комплектование курсантами из Ивановской области и Нижегородского края. Во Владимире школа находилась всего несколько месяцев. 12 апреля 1930 года президиум Нижегородского краевого исполнительного комитета, рассмотрев запрос НКВД, постановил: «принципиально на организацию школы… согласиться». Официальное название учебного заведения в 1930 году стало звучать так – 7-я школа старшего начсостава рабоче-крестьянской милиции ГУРКМ при Совнаркоме РСФСР. Школе в Нижнем  было выделено просторное помещение – здание, построенной в 1903 году женской тюрьмы, использовавшееся по своему назначению вплоть до 1930 года и, следовательно, не приспособленное для учебных занятий (сегодня оно используется для проведения учебных занятий на факультете заочного обучения). Также учреждению были переданы: баня, трехэтажный жилой дом, где стали жить преподаватели, и… пуговичная фабрика, в помещении которой позднее был оборудован бассейн. В июне 1931 года состоялся первый выпуск на Нижегородской земле. В 1932 году учебное заведение получает наименование 7-я Нижегородская школа Рабоче-крестьянской милиции, в 1934-м – Горьковская краевая школа среднего начсостава РК милиции. В связи с большой потребностью в кадрах выпуск набора 1932 года состоялся досрочно – в феврале 1933-го. Из 144 поступивших курсанта – окончили школу 132 человека.

 Из этого числа 92 курсанта получили квалификацию участкового уполномоченного, 24 были аттестованы по должности помощника уполномоченного отдела уголовного розыска, двое – уполномоченного отдела уголовного розыска, двое аттестованы по должности политинспектора и политрука, один – командира взвода, семеро – по ранее занимаемым должностям. Двое курсантов из-за слабой успеваемости аттестованы не были. Наиболее отличившиеся курсанты были поощрены: А.И. Зайцеву и В.П. Медведицину вручили именное оружие – пистолеты Коровина с полусотней потронов к ним. Курсант В.И.Московкин получил в подарок портфель, а курсант П.М.Михайлов – коньки с ботинками. Два с лишним десятка выпускников школы были награждены грамотами ударника.

 Реализацию принятого вышестоящими органами решения о строительстве в учебных заведениях милиции летних палаточных лагерей школа начала в июне 1934 г. Необходимые подготовительные работы были выполнены очень быстро – в течение месяца. 15 июля весь личный состав школы выехал в летний лагерь, где пробыл до 19 сентября. Выезды в летний лагерь с тех пор стали традиционными. Каждый набор один-два месяца проводил там, ведя жизнь по установленному распорядку. Этот распорядок предусматривал не только учебу, занятия по огневой и физической подготовке, но и участие в спортивных соревнованиях, а также выполнение различных сельскохозяйственных работ в подшефном колхозе.

 С января 1936 г. школа перешла на двухгодичный срок обучения. Часть курсантов продолжала обучение по старой программе, а семьдесят шесть человек (три взвода) были переведены на новую программу.

 За последующее пятилетие школа переименовывалась трижды. В 1936 г. официальное ее название было Горьковская школа среднего начсостава РК милиции, в 1937-м – 16-я Горьковская школа РК милиции, в 1939-м – Горьковская школа РК милиции. Но профиль школы практически не менялся, как не менялись и изучаемые дисциплины. Длительное время оставался неизменным и преподавательский состав школы – девять штатных и около десятка приватных.

 Осенью 1939 г., когда началась советско-финская война, свыше сорока воспитанников школы милиции ушли добровольцами на фронт. Многие из участников войны отличились в боях. Из их числа награждены: В.В.Тюфтин – орденом Ленина, В.Д.Иванов – орденом Красного Знамени.

 Получив неплохую специальную подготовку, выпускники школы трудились во многих регионах страны – в Горьковской, Кировской, Владимирской, Ивановской, Амурской и других областях, в Марийской, Мордовской, Чувашской, Коми автономных республиках. Направлялись они и в другие союзные республики.

 Приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР от 6 ноября 1939 г. школам милиции было предписано направить для милицейских структур Западной Украины 400 выпускников, в том числе 36 – из Горьковской.

 Осенью 1940 г. прошел  очередной набор курсантов. В этом последнем мирном наборе в школу впервые были зачислены девушки – пятнадцать человек. В Европе уже вовсю полыхала Вторая мировая война. 12 июня 1941 года шестьдесят шесть курсантов второго курса отбыли для выполнения оперативного задания в Литовскую ССР. 22 июня 1941 г., согласно плану, остальной личный состав выехал в летние лагеря. 25 июня 1941 г. состоялся первый военный (досрочный) выпуск. Во исполнение приказа НКВД от 26 июня 1941 г. «О перестройке работы учебных заведений НКВД СССР на период военного времени» с июля началось новое комплектование, продолженное в августе и сентябре. На партсобрании 7 июля 1941 г., в центре внимания которого была речь И.В.Сталина, прозвучавшая по радио 3 июля, принято решение – превратить школу в боевой отряд, готовый в любую минуту выполнить правительственные задания.

 В годы войны стало правилом – привлекать курсантов к выполнению специальных оперативных заданий. Курсанты принимали участие в борьбе с бандитизмом, дезертирством, спекулянтами, выезжали в спец командировки в Саратовскую область (август – сентябрь 1941 г.), в Баталпашинск (ныне Черкесск, октябрь 1943-го – март 1944-го), участвовали в мероприятиях, нацеленных против детской беспризорности и безнадзорности, привлекались для выполнения спецзаданий на территории области. Так, в 1941 году почти весь личный состав школы находился в спецкомандировке – с 6 ноября до конца декабря.

 Во исполнение директивы НКВД СССР, предписывающей сократить численность  обучающихся в школах наркомата, в начале января 1942 года треть курсантов была отчислена из школы и направлена в свои комплектующие органы.
Одновременно на ее базе открывается отделение подготовки руководящего состава милиции – оперуполномоченных, начальников и заместителей начальников горрайотделов НКВД по милиции, оперативных уполномоченных БХСС, начальников отделов уголовного розыска и т.д., общей численностью 40 человек.
Весь очередной досрочный выпуск (93 человека) откомандировывается в Ленинград. В апреле проводится новый набор – 106 человек, в том числе 23 женщины, включая и тех, кто вообще не служил в милиции. После зачисления было принято решение: одну часть поступивших считать первокурсниками, другую – второкурсниками. В мае того же года происходит выпуск отделения подготовки руководящего начальствующего состава, из которых 48 человек по приказу НКВД СССР были направлены в Смоленск и лишь шестеро – в свои комплектующие органы. Новый досрочный выпуск специалистов состоялся 15 октября 1942 г.

 В этом же году учебное заведение переименовывается в Горьковскую школу милиции НКВД СССР. В 1943-м она вновь меняет название и профиль, становясь Горьковской межобластной школой работников транспортной милиции НКВД СССР. На подготовку кадров для транспортной милиции был ориентирован уже дополнительный набор, осуществленный в мае-июне 1942 г. (158 человек), и проведенный в октябре семинар «В целях повышения квалификации и идейно-политического уровня командно-преподавательского состава». Набор, укомплектованный 9 декабря 1942 г. (171 чел.), был полностью спрофилирован на подготовку работников для транспортной милиции. Первый выпуск специалистов для транспортной милиции состоялся 30 июля 1943 года.

 В конце войны выпускники школы работали фактически на всех железных дорогах европейской части страны. В октябре 1943 г. курсантами впервые стали и работники водной милиции. Выпускники 1944 г. (161 чел.) направляются преимущественно в освобожденные от захватчиков западные районы страны.

 В 1945-м школой подготовлено сто оперативных работников для транспортной милиции. Комплектование набора, которому предстояло стать первым послевоенным выпуском, завершилось 10 октября 1945г. Число принятых на учебу составило 200 чел., среди них было много фронтовиков, 29 из которых – офицеры. В числе преподаваемых дисциплин, кроме обществоведческих, особое место отводилось специальным и юридическим, а также железнодорожному делу. Школа пока еще сохраняла установленный во время войны профиль и готовила специалистов для транспортной милиции.

 За пятилетие школа переименовывалась дважды. В 1946-м она становится Горьковской школой начальствующего состава милиции МВД СССР, в 1950-м – Горьковской школой милиции МГБ СССР (в систему МГБ школа была передана в конце сорок девятого и находилась в этой системе до 1952 г.). Наряду с изменением наименования и профиля на школу была возложена и дополнительная обязанность – открыть краткосрочные, в основном месячные, курсы. В 1947 г. на таких курсах школа готовила сержантов милиции и рядовой состав для Калининградской области, вела подготовку и переподготовку оперативных работников, а также участковых уполномоченных. В сентябре состоялся последний выпуск на краткосрочных курсах и начался прием на девятимесячные курсы переподготовки оперативного состава.

 Осуществляя массовую подготовку кадров на краткосрочных курсах, школа продолжала работу и по основному профилю – с двухгодичным сроком обучения. Для нормального функционирования учебного процесса потребовалось пересмотреть учебный план. Начиная с 1947/48 учебного года курсанты, обучающиеся два года, изучали: административное право, криминалистику, партийно-политическую работу, фотодело, историю государства и права, государственное право, уголовное право, уголовный процесс, судоустройство в СССР, историю ВКП(б), историю СССР, политическую карту мира,а также общеобразовательные дисциплины – русский язык, литературу, математику, логику и психологию. Первый выпуск по этому профилю обучения состоялся в 1948 г. и составил 97 человек

С 1 сентября 1947 г. в школе вводится новая форма обучения - заочная (приказом МВД СССР «О зачислении руководящего и оперативного состава МВД СССР, республик и УМВД по областям на заочное обучение при Горьковской школе начсостава милиции»). Срок обучения устанавливается три года, и в 1950-м состоялся первый выпуск 125 заочников. В последующем пятилетии завершат учебу еще два выпуска заочников, после чего эта форма обучения в школе будет на какое-то время упразднена, а слушателей-заочников для продолжения учебы переведут в Ленинградскую школу милиции МВД СССР.
12 апреля 1947 г. Исполкомом Горьковского городского Совета депутатов трудящихся принял решение «О строительстве памятника А.М.Горькому на площади им. 1 мая». Двенадцатый пункт этого решения звучал так: «Предложить начальнику школы милиции тов. Еремину к 1 сентября 1948 года оформить фасад здания школы на площади 1 мая по утвержденным отделом архитектуры проектам».  Выполнение этого решения выразилось тогда в некотором подновлении фасада здания. Это нашло отражение в ежегодной записке в УУЗ МВД СССР о работе за год ( где впервые перед вышестоящими органами был поставлен вопрос о необходимости надстроить один-два этажа над существующим зданием) и явилось своего рода прологом к долгому вопросу о реконструкции школы.

 «Пробивание» этого вопроса затянется на все последующее десятилетие по той простой причине, что, как это явствует из резолюции начальника школы на упомянутом решении Исполкома, «денег на это нет».

 Согласно поступившему в июле 1952 года указанию ГУМ МГБ СССР, школа должна была комплектоваться исключительно работниками милиции, имеющими среднее образование, и выпускать специалистов со средним юридическим образованием, с выдачей соответствующего диплома. В октябре была укомплектована группа, которой предстояло обучаться по новому учебному плану, утвержденному в августе Минвузом СССР и МГБ СССР.

 Однако уже на следующий год, по распоряжению Управления учебных заведений МВД СССР, в систему которого была к этому времени возвращена школа, слушатели этой группы (87чел.) были направлены для продолжения учебы на второй курс Саратовской средней специальной школы милиции МВД СССР. В числе этих слушателей был и В.И.Плехов, ныне - доцент кафедры оперативной работы органов внутренних дел и один из старейших преподавателей школы.

 Двухгодичное обучение по учебному плану средней специализированной школы было возобновлено с 1955/56 учебного года (100 чел.). Приказ МВД СССР по этому вопросу издан 20 мая 1955 г.

 В 1954-м в жизни учебных заведений, готовящих кадры для милиции, произошло несколько важных изменений. С этого года они были переведены на полное государственное обеспечение, на равных правах с войсками. Тогда же МВД СССР были утверждены Устав средней специальной школы милиции и Положение о школе милиции. Этими документами предусматривалось, в частности, ведение школами «исторического формуляра».

 При попытке воссоздать историю школы выяснились существенные пробелы в материалах, особенно - отражающих начальный период ее функционирования. В этой связи потребовалось обращаться, нередко безуспешно, в самые различные архивы, разыскивать участников - свидетелей событий, происходивших четверть века и более назад.

 12 ноября 1955 г. школа отметила первый свой юбилей –двадцатипятилетие пребывания на Нижегородской земле. В связи с этой датой приказом начальника УВМД по Горьковской области была объявлена благодарность и выдана премия начальнику школы И. Г. Миронову и его заместителям: по учебной части – А. В. Кирякину, по политчасти – М. В. Картухину.

 Приказом по школе тридцати пяти ее работникам также была объявлена благодарность и выданы денежные награды «за долголетнюю работу в школе и добросовестное отношение к служебным обязанностям». В числе награжденных, в связи с первым юбилеем школы, были: старейшая работница школы М. М. Маркова, состоявшая в ее штате со дня организации, старшие преподаватели спецдисциплин Н. И.  Бобров и М.С.  Петин, старший инспектор по кадрам А.И. Буданов, преподаватель юридических дисциплин В. И. Колосова, бухгалтер-казначей М.В.  Клементьева, старшая машинистка А.П. Полетаева и другие. Многие из награжденных работников будут продолжать трудиться в школе   и два десятилетия спустя, когда она станет высшей.

 Еще до главного события этого пятилетия – первого выпуска дипломированных специалистов, получивших  среднее юридическое образование (13 июля 1957г.) многое происходило в школе впервые.

 Впервые она обрела работников с высшим юридическим образованием. Ими стали свои же сотрудники: закончивший в 1956-м заочно юридический институт начальник учебного отдела А.В. Кирякин и старший преподаватель спецдисциплин М.С. Петин.

 В том же году и тоже заочно Высшую школу МВД СССР окончили преподаватель спецдисциплин Н.М. Бобров, годом позже- начальник спецкабинета Г.Г. Хабаров.

 Приказом начальника школы от 4 марта 1957 г. на должность преподавателя впервые назначен кандидат юридических наук- Л.А. Седов.

 Тогда же состоялись и первые научные публикации одного из преподавателей школы, правда, в изданиях других вузов и на темы, по нынешним представлениям, далекие от решаемых школой задач (статьи ст. преподавателя истории КПСС Е.М. Щепетова о соцсоревновании в изданном пединститутом сборнике и в Ученых записках университета).

 Школа получила свою первую легковую автомашину «Победу», здесь начала регулярно выходить своя радиогазета (1958 г.) и световая газета (1958 г.). Взамен пятидесяти печей пущено водяное отопление (1 октября1958 г.).

 Изданным в январе 1957 г. приказом МВД СССР в школе вновь введено заочное и предусмотрено вечернее  обучение.

 В 1959–м прошли первые выпуски на заочном и вечернем отделениях. Последовавший через год второй выпуск вечерников (17 чел.) оказался последним. После передачи в 1960-м школы в систему МВД РСФСР вечернее обучение было упразднено. В учрежденную в школе Книгу Почета первыми были занесены 13 июля 1957г. выпускники В.С. Бородин, П.И. Селезнев, Н.П. Павлов. Но за строкой этой Книги осталось немало и других славных дел личного состава школы. В том же 1957-м за активное участие в оперативной работе, в результате которой были задержаны и затем привлечены к уголовной ответственности три десятка преступников, приказом начальника УВД Горьковского облисполкома курсанты школы Я.А. Макаров, А.В. Мочалов, В.Б. Кузин, Г.С. Санников были награждены значком «Отличник милиции». За активное участие в охранных мероприятиях во время 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов (июль – август 1957 г.) приказом по МВД  СССР старший преподаватель спецдисциплин Н.И. Бобров был награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка, начальник цикла спецдисциплин М.С. Петин – наручными именными часами.

 В 1962-м Советом Министров СССР было утверждено «Положение о советской милиции», которое зафиксировало изменения, происшедшие в милицейской службе с момента принятия 25 мая 1931 г. «Положения о рабоче-крестьянской милиции». Положением в частности, вводилась для всего личного состава милиции Присяга, утверждались Красные знамена и устанавливался праздник – День советской милиции (10 ноября). 10 ноября 1962 г. весь начальствующий состав и курсанты школы милиции впервые приняли Присягу. После этого ежегодно курсанты первого курса  стали принимать Присягу именно в этот день.

 А вскоре наступило еще одно важное событие - 29 апреля 1964 года Горьковской школе милиции было вручено Красное знамя. Вручал его председатель Горьковского облисполкома И.И. Бирюков, принимал – начальник школы полковник М.П. Еськин. Затем под звуки оркестра перед Красным знаменем в торжественном марше прошли курсанты школы. В первой половине 60-х годов в школе сложилась стройная система воспитательной работы. Она включала лекции и доклады для личного состава на актуальные темы, встречи с выдающимися людьми города  - генералами И.Д. Сулимой, А.Н. Петровым, адмиралом П.Н. Васюниным, Героями Советского Союза А.П. Бринским, П.К. Спикиным, А.В. Самочкиным, ветеранами милиции А.Н.Зенцовым, Н.А. Алмазовым, А.В. Кирякиным, Ф.И. Тоняевым и другими. Частым гостем курсантов был и заместитель начальника УООП Горьковского облисполкома З.И. Клочихин. Немалое значение в деле воспитания и обучения курсантов имели и теоретические конференции, проводимые циклами юридических, общественных и специальных дисциплин, а также университет культуры и здоровья. Важное место в работе школы занимает учебно-материальная база. Поэтому все годы она совершенствовалась. С момента перевода школы из Владимира в Горький до 1962 года она размещалась в трехэтажном здании на площади А.М. Горького. Теснота не позволяла иметь достаточное количество классных комнат, учебных кабинетов, фотолабораторий, не имелось помещения для физической подготовки. Была большая скученность и в общежитии. Чтобы как-то выходить из положения, занятия приходилось проводить в коридорах. Все это осложнялось еще и тем, что было печное отопление. Начиная с 1947 года, постоянно ставился вопрос о надстройке здания хотя бы на один этаж, но этот вопрос не решался. В связи с реконструкцией площади имени Горького исполком Горьковского горсовета в 1953 году принял решение о надстройке еще двух этажей и строительства пятиэтажного жилого дома рядом со школой. Однако решение этого вопроса затянулось.
Лишь 2 октября 1961 года была начата надстройка двух этажей и реконструкция здания школы. Вскоре все помещение были освобождены, но она продолжала функционировать, размещаясь в разных местах города в неприспособленных для учебного процесса помещениях. Следует отдать должное строителям ОКСа УООП Горьковского облисполкома, т.к. они выполнили большие работы за очень короткий срок. Уже ровно через год личный состав школы возвратился в надстроенное и реконструированное пятиэтажное красивое здание. Это был крупный шаг вперед в развитии Горьковской школы милиции. Она получила значительное количество дополнительной полезной площади, не говоря уже об улучшении планировки помещений и других удобств для организации учебно-воспитательной работы. Надстройка и реконструкция здания позволила увеличить численность курсантского состава, выделить помещения под новые учебные кабинеты, классные комнаты, общую и специальную библиотеки, общежития, гимнастический зал, санитарную часть и другие нужды. Школа разместилась компактно, в добротных, просторных и уютных помещениях. И все же надо сказать, что вопрос о размещении школы до конца не был разрешен полностью. Прежде всего территория, занимаемая школой вместе с площадью застройки, резко сократилась. К этому следует добавить, что школа не имела своих складских помещений, гаража, овощехранилища и других подсобных помещений. Под склады временно приходилось занимать здание церкви, которое пришло в негодность. Личный состав школы не имел места для организации спортивной работы и отдыха, даже для проведения утренней физической зарядки, что в значительной степени затрудняло всю учебно-воспитательную работу, физическое развитие и отдых личного состава. Руководством школы в 1964 году был поставлен вопрос о строительстве школьного городка в таком месте, где можно разместить все службы и устранить имеющиеся сейчас недостатки в учебно-материальной базе. В 1965 году исполком Горьковского городского Совета выделил под строительство школьного городка земельный участок на Щелоковском хуторе по Анкудиновскому шоссе. В 1966 году руководством МООП РСФСР дано Горьковгражданпроекту задание на проектирование комплекса зданий и сооружений для нашей школы. В этом задании указано: запроектировать учебный корпус, общежитие, столовую, клуб, спортзал, тир, овощехранилище, гараж, склады, плац, спортивное ядро и другие сооружения. Проект такого комплекса был составлен. В результате его осуществления школа получала возможность быть увеличенной в два раза и получить комплекс всех необходимых зданий и сооружений. При посещении школы 8 апреля 1969 г. Министр  внутренних дел Н.А. Щелоков высказал соображение о целесообразности строительства не средней, а высшей школы для пополнения органов внутренних дел квалифицированными кадрами. Подтвержденное приказом от 4 июля 1969 г. № 234, это предложение было принято к исполнению, и уже 10 февраля 1970 г. Горьковгражданпроектом была завершена разработка нового проекта – уже высшей школы МВД СССР. Определенным показателем возрастающего авторитета школы явилось проведение в ней 20 – 26 марта 1966 г. межобластной научно-технической конференции «Применение технических средств в учебном процессе». В этой конференции, проходившей под руководством заместителя начальника управления  кадров и учебных заведений МООП РСФСР Н.И. Бокарева, приняли участие и выступили с докладами и сообщениями представители более чем двух десятков средних школ милиции России, тогдашних союзных республик, высших школ милиции министерств охраны общественного порядка РСФСР и УССР. От Горьковской школы с докладами  выступили ее начальник М.П. Еськин, заместитель по политчасти Е.И. Николашин, преподаватели Л.К. Малахов, В.И. Титов и др. С 1966 г. прием на заочное обучение был значительно увеличен, что потребовало открыть штатные консультационные пункты в городах Иваново и Пермь. Число обучающихся заочно в этом году в четыре раза превысило их количество на дневном отделении и составило тысячу человек. 12 ноября 1967г. школа в торжественной обстановке отметила сорокалетний юбилей. Торжества начались шествием с Красным знаменем в Кремль к Вечному огню, где состоялся митинг. Затем в школе на торжественном собрании курсантов и преподавателей чествовали представители партийных, советских и общественных организаций, ветеранов милиции, выпускников прежних лет. В приветствиях и адресах отмечалась большая работа, проделанная школой, которая за сорок лет подготовила пять с половиной тысяч работников милиции. К юбилею вышла и книга «Горьковской высшей школе 40 лет». Начиная с 1970/71 учебного года, школа меняет профиль – начинает готовить работников для аппаратов БХСС. Неоценимую помощь в этой работе оказали сотрудники УБХСС МВД СССР. Уже в 1970-1971 учебном году школа перешла на новый профиль – она стала готовить работников для аппаратов БХСС. Этот переход потребовал от руководства школы и преподавателей больших усилий.  Надо было разрабатывать новые программы, готовить новые тексты лекций, разрабатывать учебно-методические материалы. Руководящие работники аппаратов БХСС МВД СССР уделили школе пристальное внимание и оказали большую помощь и поддержку. Перед личным составом выступали начальник УБХСС Б. Е Богданов, руководители отделов УБХСС – И. С. Маслов, М. С. Третьяков, Е. А. Сергеев, В. М. Писакин, В. И. Андреев и другие.  В феврале 1971 года на базе школы УБХСС МВД СССР  провели научно-практическую конференцию руководящего состава службы БХСС, посвященную проблемам совершенствования  деятельности этих аппаратов. На конференции присутствовали руководители управлений, отделов МВД, УВД республик, краев  и областей страны. Участвовал в работе конференции заместитель Министра внутренних дел СССР Б. А. Викторов.  Однако для подготовки высококвалифицированных специалистов нужна была и соответствующая материальная база. Та, которая существовала, не позволяла готовить высококлассных специалистов в достаточном количестве. Нужны были новые учебные площади. 31 марта 1972 года Совет Министров СССР Постановлением № 226 – 84 принял решение о создании в г. Горьком высшей школы МВД СССР с численностью переменного состава 1200 человек и постоянного состава 480 человек. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР был издан приказ МВД СССР № 0214 от 21 апреля 1972 года об организации Горьковской высшей школы Министерства внутренних дел СССР по подготовке высококвалифицированных кадров для борьбы с  хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Этим приказом министр определил срок обучения, норму ежегодного приема, штаты,  должностные оклады, специальные звания по должностям, а также порядок и условия комплектования и материального обеспечения  слушателей. Срок обучения определялся в 4 года, а ежегодный прием – 300 человек. Были определены задачи по созданию учебно-материальной базы школы, вопросы финансирования и строительства комплекса зданий Горьковской высшей школы  МВД СССР в соответствии с утвержденным планом капитального строительства на 1971-1975 годы и другие вопросы, связанные с деятельностью нового высшего учебного заведения. 14 июня 1972 года заместитель начальника школы по учебной работе майор внутренней службы  К. Е. Игошев, исполняющий обязанности начальника школы, подписал приказ № 1, в котором объявлялся штат школы, насчитывающий 193 человека начальствующего состава, 1200 слушателей дневного и 800 - заочного обучения. Первоочередной задачей был подбор преподавательских кадров, укомплектование первых кафедр, подбор руководителей подразделений и служб города Горького, а также и из других  городов страны – Свердловска, Минска, Омска, Владивостока, Волгограда и др. В первую очередь комплектовались кафедры, обеспечивающие учебный процесс на первом курсе. Первыми начальниками кафедр  были назначены: истории КПСС – доцент С. Н. Глазкин, политической экономии -  доцент Б. И. Макаров, зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин – доцент Н. Е. Андрианов,  уголовного права и процесса – профессор М. А. Ефимов, экономического анализа и учета - доцент С. П. Голубятников, основ технологии производства отраслей народного хозяйства – доцент В. Д. Бармин, экономики основных отраслей народного хозяйства – доцент В. Д. Носиков, научной организации управления и административного права – доцент А. П. Лончаков, оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел – доцент М. М. Спиров, военно-служебной и физической подготовки – Н. И. Власенко, уголовного процесса и криминологии – доцент В. Т. Томин. Исполняющим обязанности начальника кафедры криминалистики и спецтехники был назначен кандидат юридических наук М. К. Каминский, впоследствии утвержденный начальником этой кафедры. Вскоре начальником кафедры государственно-правовых дисциплин был назначен В. К. Бабаев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 673 Нижегородская высшая школа МВД России реорганизована в Нижегородский юридический институт МВД России, а Постановлением Правительства Российской Федерации № 542 от 20 июля 2000 года - в Нижегородскую академию МВД России. Эти преобразования были проведены в целях совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров для аппаратов БЭП органов внутренних дел и создания необходимых условий для дальнейшего развития системы профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Становление единственного в стране специализированного вуза по подготовке кадров для борьбы с экономическими преступлениями проходило непосредственно в стенах Горьковской высшей школы МВД. Ведь модели для подготовки специалиста высшей квалификации для аппарата БХСС вообще не существовало - она стала собственной научно-методической разработкой вуза, на создание которой ушло целое десятилетие. Учли все: и опыт других вузов СССР с экономическим профилем, и зарубежный опыт подготовки полицейских кадров, и социологические исследования, выявляющие типичные недостатки в подготовке выпускников. Но самым главным стало глубокое изучение тех закономерностей, которым подчинена деятельность оперативных работников аппарата БХСС. Результатом долгой, кропотливой работы стала детально разработанная образовательная программа вуза, в которой система аудиторного обучения максимально приблизилась к практическим нуждам, а сама практика вышла на первый план. Высококвалифицированных специалистов готовили не только на очном отделении.  30 марта 1977 года  вышел приказ МВД СССР № 252 о создании факультета повышения квалификации на базе Горьковской высшей школы МВД СССР, а 5 декабря  того же года - приказ МВД СССР о создании факультета заочного обучения. Тот и другой факультеты создавались не на голом месте. Еще в 1974 году открылись курсы повышения квалификации при Горьковской высшей школе МВД СССР, а еще раньше функционировало отделение заочного обучения. В разное время руководителями нашего вуза являлись:

 - Игошев Константин Еремеевич, полковник внутренней службы, доктор юридических наук, профессор (исполнял обязанности начальника с 14.06.1972 г. по 10.04.1973 г.);

 - Дубровин Владимир Александрович, генерал-майор внутренней службы, кандидат юридических наук, доцент (10.04.1973 г.-09.02.1982 г.);

 - Резвых Виктор Джумаевич, генерал-майор   милиции,   доктор юридических наук (10.02.1982 г.- 30.09.1987 г.);

 - Бабаев Владимир Константинович, генерал-майор милиции, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик ПАНИ, академик РАЕН (01.10.1987 г.-15.04.2003 г.).

 - Каныгин Вячеслав Иванович, генерал-лейтенант милиции, кандидат юридических наук, доцент, академик РАЮН (26.04.2003г. – 30.09.2010 г.).

 30 сентября 2010 года Указом Президента России № 1188 начальником Нижегородской академии МВД России назначен доктор технических наук, доцент, полковник милиции Андрей Николаевич Конев. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 598 «О присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и назначении на должность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» полковник полиции Конев Андрей Николаевич назначен начальником Нижегородской академии МВД России.  Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2011 года «О присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» начальнику Нижегородской академии МВД России Коневу Андрею Николаевичу присвоено специальное звание генерал-майора полиции. Концепция академии состоит в том, что оперативному работнику, следователю нужны знания не собственного бухгалтерского учёта, а судебной бухгалтерии, не экономического анализа хозяйственной деятельности, а экономико-криминалистического анализа, специально ориентированного на поиск и фиксацию признаков преступной деятельности. Поэтому учебный процесс академии имеет весьма выраженную практическую составляющую: курсанты получают не только и не столько теоретические знания, сколько практические навыки работы с финансовыми, бухгалтерскими документами, электронными базами данных. Обучение курсантов и слушателей ведется на 24 кафедрах, где преподаются более 50 учебных дисциплин. Некоторые из специальных учебных дисциплин являются уникальными. Учебный курс «Профессиональная деятельность сотрудников подразделений БЭП», например, построен на синтезе знаний, умений и навыков, приобретенных слушателями при изучении различных дисциплин. В то же время он является не простой совокупностью ранее отработанных положений, а систематизирован применительно к деятельности сотрудников оперативных аппаратов БЭП, построен с учетом закономерностей их оперативно-служебной деятельности и дает возможность разрешать различные оперативно-тактические ситуации, возникающие в ходе борьбы с преступностью в сфере экономики. Спецкурс «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел» позволяет обучаемым приобретать навыки в применении ЭВМ не только в качестве поисковых и экспертных систем, но и в борьбе с компьютерными преступлениями, получившими распространение в настоящее время. Материально-техническая база академии полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к обеспечению учебного процесса на всех его стадиях. Занятия по основам информатики и математическому моделированию, по использованию компьютеров в деятельности ОВД, а также по изучению цифровых методов обработки информации при раскрытии преступлений проводятся в десяти компьютерных классах. В настоящее время все подразделения и кафедры академии подключены к локальной сети, что позволяет оперативно осуществлять обмен информацией, создавать банки учебно-методических материалов, а также пользоваться правовыми справочными системами «Гарант» и «Консультант». Имеется выход в Интернет, где размещен официальный сайт академии. Кроме того, функционирует общеминистерская сеть передачи данных «Дионис», с помощью которой академия обменивается информацией с управляющими структурами МВД России и другими вузами МВД РФ. Подготовка квалифицированных специалистов для органов внутренних дел в Нижегородской академии МВД России осуществляется в рамках работы факультетов: факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений,  факультета заочного обучения; факультета дополнительного профессионального образования, факультета правоведения, факультета профессионального обучения. Приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности академии является комплексный анализ проблем обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. В рамках этого направления разрабатываются следующие темы: «Экономико-криминалистические средства обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»; «Уголовно-процессуальные, организационные и методические проблемы расследования экономических преступлений»; «Гражданско-правовые и процессуальные средства обеспечения экономической безопасности бизнеса в России» и другие. Научно-исследовательский потенциал академии определяется наличием шести научных школ. В ее стенах работают такие известные ученые, как В.М. Баранов, С.П. Голубятников, А.Г. Маркушин и другие, научные труды которых получили отечественное и международное признание. Важную роль в деле интеграции науки и практики, апробации результатов исследований играют научные конференции и семинары, организуемые Нижегородской академией МВД России с участием ведущих ученых правоведов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно на базе академии проводится свыше 20 международных, всероссийских, региональных и вузовских конференций, «круглых столов». Значительный объем выполненных научных разработок издается на базе отделения оперативной полиграфии академии. Четыре раза в год выходит журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России», включенный в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Курсанты, слушатели и студенты также участвуют в научной жизни академии. Они готовят научные работы, выступают на конференциях и научных семинарах, публикуют статьи, участвуют в работе кафедральных научных кружков и проблемных групп. Для них проводятся олимпиады и другие конкурсы. В академии успешно функционирует совет научного сообщества обучающихся, в работе которого принимают активное участие представители всех курсов академии. Хорошей традицией для курсантов академии стали победы в областных олимпиадах по юридическим дисциплинам, организуемых областным советом по НИРС на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Большая работа ведётся профессорско-преподавательским составом по осуществлению научного руководства курсантами. Это касается, прежде всего, написания научных работ. Вузовский конкурс научных работ проводится в рамках открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах России. Лучшие научные работы направляются для участия в областном туре конкурса в областной совет по НИРС. Нижегородская академия МВД России является базовым вузом по проведению областного тура конкурса по юридическим наукам. По данному направлению обучающихся в академии регулярно занимают призовые места и награждаются дипломами и медалями. Академия активно сотрудничает с правоохранительными органами зарубежных стран. Неоднократно иностранные коллеги приезжали для обмена опытом в сфере борьбы с преступностью и подготовки квалифицированных кадров для этой деятельности.

 За последнее время сотрудниками академии осуществлено и внедрено в деятельность ОВД, органов власти и управления, образовательный процесс вузов системы МВД России более 300 научно-педагогических разработок.  Подготовленные в академии программы по общей теории права, уголовному праву, судебной бухгалтерии, тактико-специальной подготовке, боевой подготовке, трудовому праву стали типовыми для всех вузов МВД России. Тематику исследований академии определяют потребности органов внутренних дел, заявки органов власти и местного самоуправления, а также предложения кафедральных коллективов. Темы научных исследований соответствуют основным научным направлениям и профилю подготовки кадров и обеспечены научным потенциалом вуза. Руководителями творческих коллективов являются ведущие ученые академииРезультаты научных изысканий, как и прежде, реализуются в виде учебников, монографий, сборников научных трудов, участие в разработке и экспертной оценке проектов нормативных актов различного уровня, целевых программ. Ученые академии широко привлекаются к работе в высших государственных органах. Они принимают участие в работе Совета при Президенте России по вопросам совершенствования правосудия, Экспертного совета МВД России. Участвуют  в подготовке проектов законов в комитетах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Главном государственно-правовом управлении Администрации Президента России, Научно-методическом Совете Верховного Суда России. Учащиеся академии принимают активное участие в областных и всероссийских олимпиадах, конференциях и деловых играх, становятся призерами всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ, лауреатами премий федерального и ведомственного уровней.

В декабре 2009 года был заключен договор о сотрудничестве с Академией Министерства внутренних дел Республики Беларусь, целью которого является координация совместного сотрудничества образовательной, научной и иной деятельности на взаимовыгодных условиях. В рамках подготовки научно-педагогических кадров в Нижегородской академии проходят обучение в очной и заочной адъюнктуре, а также в форме соискательства более 100 человек. Двумя диссертационными советами ежегодно принимается к защите более 50 диссертаций. Академия по праву гордится своим выпускником 4-кратным чемпионом Европы и 4-кратным серебряным призером чемпионом мира членом национальной сборной России по биатлону мастером спорта Николаем Кругловым.  Слушатель Нижегородской академии МВД России лейтенант милиции Евгений Дементьевым стал чемпионом зимних Олимпийских игр по лыжным гонкам в Турине (Италия) в 2006 г. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, формирование у сотрудников, курсантов и слушателей высоких профессионально-нравственных качеств, укрепление морально-психологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах осуществления через непрерывное их воспитание, образование и обучение или, другими словами, через морально-психологическое обеспечение. Основными направлениями морально-психологического обеспечения с личным составом академии являются: профессионально-нравственное воспитание, укрепление служебной дисциплины и законности, патриотическое воспитание, культурно-массовая и социальная работа, психологическое обеспечение. На реализацию данных направлений направлены основные усилия руководства академии, кадрового и воспитательного аппарата, руководителей структурных подразделений.

 В практической деятельности академии используется самый широкий арсенал форм и средств патриотического воспитания личного состава, которые можно сгруппировать в три направления: воспитание историей,  воспитание через сопричастность с происходящими событиями и использование форм массовой и индивидуальной работы. Особое место в воспитании курсантов и слушателей занимают торжественные ритуалы и поддержание традиций  Нижегородской академии МВД России. Принятие Присяги сотрудника органов внутренних дел и присвоение первого офицерского звания на площади у подножья Чкаловской лестницы, выпуск молодых специалистов в стенах Нижегородского Кремля, начало нового учебного года, вручение государственных наград, нагрудных знаков и объявление поощрений перед строем товарищей – вот неполный перечень утвердившихся в академии ритуалов, способствующих формированию профессионально значимых качеств у курсантов и слушателей. Центром культуры и отдыха сотрудников и курсантов является клуб академии, оснащённый всем необходимым для организации художественного творчества и досуга. Совет клуба организует встречи с деятелями культуры и искусства, концерты художественной самодеятельности, конкурсы «Мистер академии» и «Мисс академии», на которых демонстрируются не только внешние данные, но и профессиональные, творческие способности, приобретённые за время обучения.

 Доброй традицией в академии стало ежегодное проведение фестиваля художественных самодеятельных коллективов курсантов, сотрудников и членов их семей в рамках первого этапа фестиваля музыкального творчества МВД России «Щит и лира». Также стало доброй традицией активное участие личного состава академии в различных мероприятиях, проводимых руководством Нижегородской области, г. Нижнего Новгорода, ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу, ГУ МВД России по Нижегородской области.

 Спектр мероприятий весьма широк: показательные выступления курсантов перед жителями города, концерты музыкального коллектива академии, участие курсантов в мероприятиях по случаю празднования Дня города, в траурных мероприятиях, посвящённых погибшим сотрудников нижегородской милиции, воинам, погибшим в Великой Отечественной войне и т.д. Привлечение традиционных для Росси религиозных конфессий для формирования у курсантов и слушателей академии потребности служения Родине, её защите как высокого духовного долга является также одним из главных направлений в патриотическом воспитании личного состава академии. Важное значение в воспитании личного состава академии имеет сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций вуза. В реализации этого элемента патриотического воспитания самое активное участие принимает ветеранская организация академии. Ветераны академии участвуют во всех значимых мероприятиях, проводимых в стенах академии, выступают перед курсантами с воспоминаниями, делятся своим бесценным опытом и знаниями с молодым поколением будущих офицеров российской милиции. Современные требования служебно-боевой деятельности и подготовленности сотрудников органов внутренних дел очень высоки. Приоритетными направлениями, определяющими эффективность профессиональной подготовки сотрудников академии,  являются поддержание постоянной боевой готовности, служебная, боевая и физическая подготовка. Отделение служебно-боевой подготовки академии создано в 2001 году с целью реализации задач поддержанию высокой боевой готовности, осуществления организационно-практической деятельности по ведению военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, совершенствования профессионально важных качеств постоянного и переменного состава, разрешения концептуальных вопросов непрерывного профессионального образования.

На протяжении всей учебы курсанты и слушатели вуза активно участвовали в выполнении тех задач, которые стояли перед органами внутренних дел. Данная работа является для них не только средством расширения и закрепления знаний, полученных в процессе учебы, но и выражением их общественной активности, проявлением морального долга сотрудника органов внутренних дел. Вот так выглядит хронология выездов на охранные  мероприятия слушателей и курсантов вуза.

1980 год. Москва. Олимпийские игры.

1985 год. Москва. Фестиваль молодежи и студентов.

 1986 год. Москва. Игры Доброй Воли.

1988 год. Москва. Тысячелетие крещения Руси.

1988 год. Армения. Обеспечение общественного порядка в городах Кировакане и Варденисе.

1988 год. Азербайджан. Обеспечение общественного порядка в городе Кировабад.

1989 год. Азербайджан. Обеспечение общественного порядка в городе Кировабад.

1989 год. Грузия. Обеспечение общественного порядка в городе Тбилиси.

1989 год. Узбекистан. Обеспечение общественного порядка в городах Коканд и Багдад.

1991 год. Москва. Конференция «Человеческое измерение».

1993 год. Москва. Охрана общественного порядка. 1995 год. Москва. Празднование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

2010 год. Нижегородская область. Участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.

2013 год. Республика Татарстан, г. Казань. XXVII Всемирная летняя универсиада.

2014 год. г. Сочи XXII Олимпийские Зимние игры;

2014 год у стен Нижегородского Кремля, на главной площади Нижнего Новгорода, состоялась торжественная церемония вручения нового Знамени Нижегородской академии МВД России.

 Весь комплекс учебно-воспитательной и служебной деятельности в Нижегородской академии МВД России служит одной главной цели – формированию нового сотрудника органов внутренних дел, профессионально грамотного, преданного своей службе, четко понимающего значение слов – честь и достоинство, совесть и долг, правильно понимающего суть преобразований гражданского общества, его ценностей и готового твердо стоять на защите государственных интересов.

Читать подробнее

Страна, город:

Россия, Нижний Новгород

Организационная форма:

государственная

Статус:

академия

Год основания:

1927

  • Документ об окончании:

    Диплом государственного образца

  • Предыдущие названия:

  • Форма обучения:

    очная, заочная

  • Уровень квалификации:

    бакалавр, специалист, магистр, другое

  • Проходной балл:

    от 72 до 87

  • Количество бюджетных мест:

    93

  • Лицензии:

    №1548 от 14 июля 2015 года, серия 90Л01 №0008553

  • Аккредитации:

    №1492 от 06 октября 2015 года, серия 90А01 №0001583

  • Бюджетное финансирование (бесплатное обучение):

    Есть

  • Негосударственное финансирование (платное обучение):

    Есть

  • Отсрочка от службы:

    Есть

  • Военная кафедра:

    Нет

  • Подготовительное обучение:

    Есть

  • Спортивные секции:

    Есть

  • Спортивные секции
  • Общежитие
  • Есть подготовительное обучение

Нижегородская академия МВД РФ Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы заполните форму

Отзывы о вузе: 0

Партнеры

Все Все школы