Факультет живописи
Факультет живописи — один из самых больших факультетов института, где обучается более 300 студентов на всех шести курсах. Здесь продолжают сохраняться и развиваться исторически сложившиеся традиции русской реалистической живописи, опирающиеся на изучение натуры. На факультете живописи две кафедры — кафедра живописи и композиции, которую возглавляет действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ, профессор В. С. Песиков, и кафедра рисунка под руководством действительного члена Российской академии художеств, народного художника РФ, профессора О. А. Еремеева. Многие преподаватели живописи и рисунка удостоены почетных званий «Народный художник Ф», «Заслуженный художник РФ», «Заслуженный деятель искусств РФ». Среди них есть действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии художеств, члены других академий, большинство имеют ученые звания и ученые степени.
Каждый год факультет принимает более 50 новых студентов. При поступлении абитуриенты должны показать свое умение в области живописи, рисунка, композиции, выполнив живописные этюды и рисунок обнаженной модели, головы, а также задания по композиции на свободную и заданную темы. Факультет готовит специалистов различных квалификаций — художников станковой и монументальной живописи, художников театра, художников-реставраторов станковой масляной и темперной живописи, художников церковно-исторической живописи.
Программа обучения студентов на факультете живописи по специальным дисциплинам — живопись, рисунок, композиция — строится на познании закономерностей природы, на методе сравнения, на усвоении знаний от простого к сложному. На первом курсе студенты изучают анатомическое строение головы человека в рисунке, а в живописи стремятся найти образную характеристику портретируемого. Студенты второго курса в учебных заданиях по живописи и рисунку переходят к более сложному — умению построить фигуру (торс).
После окончания 2-го курса студенты станкового отделения переходят в персональные мастерские. Здесь перед ними встают новые проблемы и задачи, которые ставит руководитель той или иной мастерской. На старших курсах в программах специальных дисциплин основное внимание обращается на человека и его связи с предметным миром. Главное здесь — добиться цельности цветового решения и завершенности в холсте.
На факультете всегда существовала традиция обучения в персональных мастерских. Так, после окончания 2-го курса студенты распределяются в мастерские станковой и монументальной живописи: станковые мастерские (их на факультете живописи четыре) возглавляют народные художники РФ, профессора В. С. Песиков, О. А. Еремеев ; заслуженные художники РФ, профессор В. В. Загоне, профессор Ю.В. Калюта. Мастерскими монументальной живописи руководят заслуженный художник РФ, профессор С. Н. Репин и народный художник РФ, профессор А. К. Быстров.
На квалификации реставрации, театрально-декорационной и церковно-исторической живописи студенты принимаются с 1-го курса.
Будущие художники театра постигают тонкости театральной декорации и современной сценографии под руководством заслуженного художника РФ, доцента М. Б. Мокрова.
Обучение реставраторов также начинается с 1-го курса. Мастерскую реставрации возглавляет доктор искусствоведения, профессор Ю. Г. Бобров. Освоив на 2 курсах основы реставрации станковой масляной и темперной живописи, с 3-го курса студенты специализируются по реставрации масляной либо темперной живописи. Образование художника-реставратора включает в себя не только специальные дисциплины — живопись, рисунок, реставрации, копирование, но и такие предметы, как музейное дело, спецхимия, биология, физико-химические исследования произведений искусства, методика исследования произведений, и многое другое, что необходимо в последующей работе этим специалистам. Важное место в процессе обучения занимает практическая работа, которая проходит в различных музеях, в том числе Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Псковском государственном Музее-заповеднике. В состав дипломной работы реставраторов входят реставрация памятников изобразительного искусства, документация всего хода реставрационных работ и выполнение копий.
На протяжении более пятнадцати лет существует мастерская церковно-исторической живописи, которой руководит профессор, заслуженный художник РФ А. К. Крылов. Студенты этой мастерской помимо занятий по живописи, рисунку и композиции слушают специальные курсы лекций по иконографии, библейской истории и истории православной церкви. В работе над композицией уделяется большое внимание архитектурному облику храма. Выпускники этой мастерской выполняют эскизы росписей многочисленных храмов для различных городов России и воплощают их в жизнь.
Среди специальных дисциплин главным предметом является композиция. Вопросы композиции решаются в процессе выполнения всех учебных заданий и работе над эскизом. Работа над композицией, которая ведется с первого по пятый курс, позволяет студентам подойти к созданию первой самостоятельной работы — дипломной картине.
Важное место в учебных планах факультета живописи отводится таким предметам, как пластическая анатомия, техника и технология живописных материалов, история русского и зарубежного искусства.
В Императорской Академии художеств обращалось большое внимание на изучение пластической анатомии. Созданный в то время специальный кабинет сохранился до наших дней, пополнив свое собрание наглядных пособий современными материалами. Знакомство с техниками живописи старых мастеров происходит во время практики на 3-м курсе, когда студенты исполняют копии произведений художников в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Студенты мастерской монументальной живописи исполняют копии произведений древнерусской живописи, сохранившиеся до наших дней в Новгороде, Пскове и других старинных русских городах. За время проведения таких практик в лаборатории монументальной живописи создан своеобразный музей фрески и мозаики. Кроме того, изучение техник монументальной живописи проводится в мастерской во время исполнения композиционных заданий, которые предполагают использование того или иного материала — фреска, роспись, сграффито, мозаика, витраж, гобелен.
После окончания весеннего семестра студенты выезжают на практику, которая является продолжением учебного процесса в условиях пленэра. Места проведения летней практики для студентов факультета живописи находятся в красивейших местностях — Пушкинских Горах (Псковская обл.) и в Алупке (Крым). Собранный во время летней практики этюдный материал — пейзажи, натюрморты, портреты — представляется на выставках летних работ студентов, которые традиционно проводятся в залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Факультет графики
Факультет графики деятельно развивает общую для института концепцию воспитания молодых художников на основе высоких традиций академической школы. Обучение длится шесть лет. Известные российские живописцы и графики ведут курс рисунка, живописи, композиции, литографии, офорта, гравюры, искусства шрифта и книжного дизайна. Ежегодно в результате строгих конкурсных экзаменов по специальной программе на факультет принимаются новые студенты. Всего на факультете одновременно учатся около ста студентов.
Основная особенность графического факультета — обучение студентов творческому мышлению и техническому мастерству в использовании печатных техник: офорта, ксилографии, гравюры на пластике, классической литографии. По этим дисциплинам выполняются специальные длительные задания. В избранных техниках печати исполняются также многие композиционные задания (книжные иллюстрации и станковые листы).
Принципы обучения рисунку, живописи и композиции весьма сходны с теми, что существуют на факультете живописи, однако дополнительно изучаются техники и традиции акварельной живописи, гуаши, темперы, пастели.
Последовательное практическое ознакомление с печатными графическими техниками происходит во время первых двух лет обучения, преимущественно в станковой графике в персональных мастерских, руководимых известными художниками. В мастерской станковой графики задания по композиции предусматривают выполнение серий графических работ в выбранных техниках, а задания в книжной мастерской — выполнение иллюстраций и дизайна книги на заданную руководителем мастерской тему. Выполнение этих курсовых работ близко и обстоятельно знакомит студентов с закономерностями построения композиции и помогает использовать всевозможные композиционные приемы в создании книги или графического листа.
Последний, шестой год обучения предназначен для дипломной работы на выбранную тему. В случае успешного обучения студенты получают диплом об окончании института с квалификацией «художник-график».
Профессиональная деятельность выпускников факультета графики разнообразна — это творчество, преподавание, издательское дело, графический дизайн, художественное редактирование книг и журналов.
Факультет скульптуры
Высокий уровень образования, богатая история факультета скульптуры, уникальные традиции и методы обучения, последовательная реалистическая направленность привлекают все большее внимание к факультету скульптуры нашего института не только в России, но и за рубежом.
Главная задача факультета скульптуры — подготовка и воспитание скульпторов — творцов, проходящих здесь серьезную и всестороннюю выучку, владеющих разнообразными видами и жанрами пластики. Кроме того, студенты приобретают различные технические навыки, очень полезные им в дальнейшей самостоятельной творческой работе: умение работать в камне, металле, керамике, дереве; способность отформовать свою работу в гипсе, построить каркас для скульптуры; подготовить подачу проекта памятника (совместно с архитектором) и прочее.
Учебное расписание включает в себя гуманитарные, общепрофессиональные, специальные дисциплины, а также: «введение в профессию», «историю скульптуры», «технику и технологию скульптурных материалов», «историю медального искусства»; имеется факультативный курс «реставрация скульптуры» на базе реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея — крупнейших собраний мирового и русского искусства.
Всестороннее и углубленное изучение натуры, к которому Академия всегда относилась самым серьезным образом, является большой заслугой и одновременно ее ценнейшей традицией. Поэтому организация учебного процесса из года в год неизменна.
Кроме того, ежедневные занятия по композиции — создание эскизов и законченных работ на самые разные темы в области станковой, монументальной, декоративной, мемориальной, анималистической скульптуры, медальерного искусства. В руководстве композиционной работой регулярно принимает участие специалист-архитектор.
В мастерской студенты 1 — 2-го курсов занимаются под руководством своих педагогов, с 3-го курса до выпуска — в персональных мастерских профессоров Академии. Все они, помимо преподавания, активно работают и творчески, являются авторами многих памятников в Санкт-Петербурге и других городах, постоянными экспонентами художественных выставок.
Весь 4-й курс в течение года целиком посвящен созданию итоговой дипломной работы.
Для студентов 1 — 2-го курсов осуществляется выездная творческая практика, как правило, на конные заводы. Проводятся занятия со студентами в Научной библиотеке, Научно-исследовательском музее Академии художеств, методическом фонде факультета, в кабинете анатомии. Проводятся экскурсии на Монетный двор, в музей фарфорового завода ЛФЗ (бывшего Императорского) и другие собрания произведений пластики.
Летняя производственная практика проводится в мастерских факультета: формовочной, камнерезной (резьба по камню и дереву), керамической. Студенты также имеют возможность изучать бронзовое литье на заводе «Монументскульптура», в процессе обучения отливая собственные работы (1 экземпляр — собственность студента).
Студенты факультета имеют возможность участия в различных творческих конкурсах, ежегодно участвуют в выставках, как групповых, так и персональных.
Ежегодно дипломные работы выпускников получают высокие оценки. Наиболее одаренные имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
В настоящее время на факультете ежегодно обучается в среднем 60 человек. Срок обучения 6 лет. На факультете работает кафедра скульптуры, обучающая станковой и монументальной скульптуре.
Факультет архитектуры
Факультет архитектуры ведет свое начало со дня основания Императорской Академии художеств — с 1757 года. Сегодня факультет архитектуры — один из самых больших факультетов института, где обучается более 200 студентов на всех курсах.
На факультете продолжают сохраняться и развиваться исторически сложившиеся традиции Ленинградской — Петербургской архитектурной школы, опирающиеся на изучение архитектурного наследия. Также факультет архитектуры является членом Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО, бывшая МАПАШ) и ежегодно с успехом участвует в международных смотрах-конкурсах дипломных проектов, которые эта организация проводит уже в течение многих лет.
Обучение проводится по программе бакалавриата ( 5 лет) и программе магистратуры ( 2 года). По завершении образования выпускникам присваивается степень:
бакалавр по направлению «архитектура»
магистр по направлению «архитектура»
На факультете есть три кафедры: кафедра архитектуры, возглавляемая профессором В. В. Поповым; кафедра истории и теории архитектуры под руководством профессора А. Л. Пунина и кафедра инженерно-строительных дисциплин под руководством профессора В.И.Парикова.
Преподаватели архитектурного проектирования, работающие на факультете, — это опытные, заслуженные педагоги, авторы книг, учебников и учебных пособий. Все они являются членами творческого Союза архитекторов Санкт-Петербурга. Многие удостоены почетных званий «Народный архитектор РФ», «Заслуженный архитектор РФ». Среди них есть действительные члены и члены-корреспонденты Российской Академии художеств. Декан факултета архитектуры - доцент Н.О. Смелков.
При поступлении абитуриенты должны показать свое умение в области акварельной живописи, рисунка, композиции: выполнив натюрморт, рисунок гипсовой головы и интерьера, а также задания по композиции на предлагаемую тему.
В ходе учебного проектирования решаются самые разнообразные композиционные задачи. Они разрабатывают проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов и жилых районов, проекты выставочных комплексов и музеев, спортивных сооружений и туристских центров, театров и культурных центров, жилых домов и парков. Характерной особенностью учебных проектов является то, что они соответствуют реальным потребностям строительства. Поэтому, кроме художественных дисциплин в программу архитектурного факультета входят и многочисленные предметы инженерно-технического цикла — от математики и начертательной геометрии до строительной акустики и сантехники. Для будущих архитекторов чрезвычайно важно не только научиться разбираться в сложностях современной строительной техники, но и стать художниками, тонко чувствующими пластику архитектурных форм.
На факультете всегда существовала традиция обучения в персональных мастерских, куда распределяются студенты после окончания 2-го курса. Здесь перед ними встают новые проблемы и задачи, которые ставит руководитель той или иной мастерской.
В методическом фонде факультета в течение многих лет собираются лучшие учебные и выпускные работы студентов — от первых рисунков с «антиков» и гипсовых деталей до сложных, состоящих из многих чертежей, проектов, а также макетов к ним.
Выпускники факультета не испытывают трудностей с трудоустройством. В деканат поступает много предложений для студентов от фирм и организаций с приглашением на работу.
О факультете теории и истории искусств
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться», — говорил знаменитый древнегреческий философ Демокрит. Искусство требует знаний, любому таланту необходимо помочь вырасти и раскрыться. Именно такую серьезную миссию на протяжении нескольких веков несет Российская академия Художеств, основанная по указу Елизаветы Первой в 1757 году.
Сегодня Российская академия художеств является высшей государственной творческо-научной организацией России, вокруг которой сосредоточены лучшие творческие силы страны. Вместе с тем, образование, как и прежде, остается главнейшим аспектом ее многоплановой деятельности. За Российской академией художеств на правах оперативного управления закреплен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Институт имени И. Е. Репина все так же хранит традиции императорской академии художеств, и по праву гордится своей историей. Еще в то время, когда отечественное искусствознание не успело оформиться в самостоятельную науку, в стенах этого учебного заведения зарождалась методология современного художественного образования. Творческая активность преподавательского состава и выпускников Академии в короткие сроки позволила ей завоевать авторитет не только в России, но и за ее пределами, а внедрение оригинальной методики преподавания помогло воспитать немало выдающихся теоретиков искусства.
В чем же заключается новаторство этой методики преподавания? Секрет в том, что Императорская академия художеств изначально поощряла совместное обучение искусствоведов и художников. Прежде обучение истории искусств было оторвано от практики, и основатели Академии стали первыми, кто рискнул приблизить высшее художественное образование к реалиям искусства того времени.
В 1937 году на базе Академии Художеств в Санкт-Петербурге был создан Факультет теории и истории искусств (ФТИИ). Как и несколько веков назад, здесь продолжают обучать искусствоведов вместе со студентами других творческих факультетов, что позволяет будущим историкам и теоретикам искусства наблюдать и познавать творческий процесс на практике. Во время лекционных и семинарских занятий преподаватели активно используют материалы экспозиций крупнейших музеев Санкт-Петербурга, студенты проходят практику в музеях и издательствах, посещают производственные мастерские, пишут критические статьи о выставках, проходящих в стенах института и за его пределами. Все это позволяет будущим искусствоведам понять творческий процесс изнутри, научиться мыслить, анализировать и делать выводы.
На сегодняшний день Институт имени И. Е. Репина — это один из крупнейших вузов, где преподается история искусств и искусствознание. На факультете теории и истории искусств готовятся бакалавры и магистры. Абитуриенты могут выбрать очную или заочную форму обучения, а также записаться на курсы для поступающих, чтобы основательно подготовиться к вступительным экзаменам. Высокопрофессиональный преподавательский состав, блестящая репутация факультета, достойный уровень преподавания, стремление сохранить традиции, не отворачиваясь от новых подходов и методик — вот лишь немногое из того, что может предложить ФТИИ своим будущим студентам.
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы
заполните форму