Страна:
Язык:
Новости РосВуз все новости
в РФ
в СНГ
в мире

Голосование

Что для вас установка мемориальной доски Сталина на здании государственной юридической академии?

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (МГК)

Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky
Популярность
  балл
Организационная форма:
Cтатус вуза:
Год основания:
Страна, город:
государственная
другое
Россия, Москва
  • Главное
  • Факультеты и специальности
  • Условия поступления
  • Публикации
  • Контакты
бакалавр, специалист
Уровень квалификации:
очная, заочная
Форма обучения:
диплом о высшем образовании
Документ об окончании:
от 82 до 99
Проходной балл:
528
Количество бюджетных мест:
Характеристика вуза
Бюджетное финансирование (бесплатное обучение):
Негосударственное финансирование (платное обучение):
Отсрочка от службы:
Кол-во студентов1500
Кол-во преподавателей500

Общая информация

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

История

Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра. Но идея не нашла поддержки — лишь в 1830 году ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».

 

Музыкальные классы

Консерватория в Москве была основана в 1866 году[2] на базе организованных Н. Г. Рубинштейном в 1860 году, совместно с В. А. Кологривовым, музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Соучредитель Рубинштейна был кн. Николай Петрович Трубецкой, председатель московского отделения Русского музыкального общества (1863—1876) . Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна (жившего на Садовой улице, в доме Волоцкого). Прежде всего были организованы занятия по хоровому пению (К. К. Альбрехт) и элементарной теории музыки (Э. Л. Лангер, затем — Н. Г. Рубинштейн и Н. Д. Кашкин); с осени 1863 года, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н. Г. Рубинштейна (Мясной переулок, дом Буркина) стали преподаваться сольное пение (Б. О. Вальзек[3] и А. Р. Осберг) и игра на различных инструментах: скрипка (К. А. Кламрот и В. В. Безекирский), фортепиано (Н. Г. Рубинштейн, Э. Л. Лангер и Н. Д. Кашкин), виолончель (К. Ф. Эзер), флейта (Ф. Ф. Бюхнер), труба (Ф. Б. Рихтер). В 1864 году численность учеников превысила двести человек и РМО арендовало дом Воейковой на Моховой улице, где разместилась и квартира Рубинштейна. В 1866 году появились преподаватели: Л. Ф. Минкус (скрипка), Ю. Венявский и А. Доор (фортепиано), П. И. Чайковский (элементарная теория музыки)[4]. В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте РМО за 1863/1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории»[5]. Главным инициатором её создания был Н. Г. Рубинштейн[6].

 

Консерватория

Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории, по ходатайству Августейшей Покровительницы Общества, Великой Княгини Елены Павловны, последовало 24 декабря 1865 года. Директором её, в феврале 1866 года был утверждён Н. Г. Рубинштейн. Инспектором консерватории был назначен К. К. Альбрехт. Ко дню открытия консерватории был арендован дом на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой[7].

 

Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет[8], затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.

 

В первые годы существования консерватории уровень требований от поступающих в неё был по необходимости очень низкий, ибо только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса, в который зачислялись все поступающие в консерватории без различия степени их подготовки по игре на каком-либо инструменте, главным образом, конечно, на фортепиано. В первом 1866—1867 учебном году в профессорских, то есть старших классах фортепиано было в первом полугодии 38, а во втором 35; в младших, то есть в классах адъюнктов было 43 и 44. В мае 1867 года состоялись общие экзамены, на основании которых учащиеся были распределены по курсам.

 

В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано — Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау (адъюнкт), А Доор, К. Э. Вебер (адъюнкт), А. И. Дюбюк, А. К. Зандер (адъюнкт), К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер (адъюнкт), Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение — А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани (с 1869); скрипка — Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали (с 1869 — адъюнкт, с 1874 — профессор), Г. Шрадик (адъюнкт); виолончель — Б. Косман, В. Фитценхаген (с 1870); контрабас — Г. Ф. Шпекин; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — В. Гут; валторна — М. Бартольд, труба — Ф. Б. Рихтер, фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России — Д. В. Разумовский; Музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение).

 

В 1899 году был приглашён итальянский певец, композитор и педагог Мазетти У. А., который поднял сольное пение на высочайший уровень, творчески объединив всё лучшее итальянской и русской школы.

 

Арендованное для консерватории здание очень скоро, из-за постоянно возраставшего количества учащихся, стало недостаточно и летом 1877 года дом князя М. С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретён в собственность Московского отделения ИРМО. Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло классным, учебным потребностям консерватории, но к концу этого периода стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло (в 1868—1869 учебном году было 184 учащихся, а в 1893—1894 году — уже 430). Кроме того стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было заложено в Московском городском кредитном Обществе и был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания и 27 июня 1895 года была совершена торжественная закладка нового здания консерватории. В 1898 году консерватория уже начала свои занятия в новых классных помещениях, а 25 октября того же года был освящён и открыт Малый зал. Работы по устройству и отделке Большого зала были закончены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие зала[10].

 

В 1932—1933 годах трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых, в стиле классицизма, возведено в конце XVIII века неизвестным архитектором школы М. Ф. Казакова; с 1925 года здесь размещался юридический факультет МГУ).

 

В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона[11]»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; уже в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.

Читать полностью
Смотреть все фотографии

Отзывы

Оставить отзыв
Ваша оценка:
осталось 1000 символов
Комментарий
или

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город