Страна:
Язык:
Новости РосВуз все новости
в РФ
в СНГ
в мире

Голосование

28 октября 2016 Опрос от РОСВУЗ
Выберите основное качество, которым, на ваш взгляд, должен обладать каждый выпускник школы:

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (МГК)

Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky
Популярность
  балл
Организационная форма:
Cтатус вуза:
Год основания:
Страна, город:
государственная
другое
Россия, Москва
  • Главное
  • Факультеты и специальности
  • Условия поступления
  • Публикации
  • Контакты
бакалавр, специалист
Уровень квалификации:
очная, заочная
Форма обучения:
диплом о высшем образовании
Документ об окончании:
Характеристика вуза
Бюджетное финансирование (бесплатное обучение):
Негосударственное финансирование (платное обучение):
Отсрочка от службы:
Кол-во студентов1500
Кол-во преподавателей500

Общая информация

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

История

Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра. Но идея не нашла поддержки — лишь в 1830 году ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».

 

Музыкальные классы

Консерватория в Москве была основана в 1866 году[2] на базе организованных Н. Г. Рубинштейном в 1860 году, совместно с В. А. Кологривовым, музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Соучредитель Рубинштейна был кн. Николай Петрович Трубецкой, председатель московского отделения Русского музыкального общества (1863—1876) . Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна (жившего на Садовой улице, в доме Волоцкого). Прежде всего были организованы занятия по хоровому пению (К. К. Альбрехт) и элементарной теории музыки (Э. Л. Лангер, затем — Н. Г. Рубинштейн и Н. Д. Кашкин); с осени 1863 года, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н. Г. Рубинштейна (Мясной переулок, дом Буркина) стали преподаваться сольное пение (Б. О. Вальзек[3] и А. Р. Осберг) и игра на различных инструментах: скрипка (К. А. Кламрот и В. В. Безекирский), фортепиано (Н. Г. Рубинштейн, Э. Л. Лангер и Н. Д. Кашкин), виолончель (К. Ф. Эзер), флейта (Ф. Ф. Бюхнер), труба (Ф. Б. Рихтер). В 1864 году численность учеников превысила двести человек и РМО арендовало дом Воейковой на Моховой улице, где разместилась и квартира Рубинштейна. В 1866 году появились преподаватели: Л. Ф. Минкус (скрипка), Ю. Венявский и А. Доор (фортепиано), П. И. Чайковский (элементарная теория музыки)[4]. В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте РМО за 1863/1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории»[5]. Главным инициатором её создания был Н. Г. Рубинштейн[6].

 

Консерватория

Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории, по ходатайству Августейшей Покровительницы Общества, Великой Княгини Елены Павловны, последовало 24 декабря 1865 года. Директором её, в феврале 1866 года был утверждён Н. Г. Рубинштейн. Инспектором консерватории был назначен К. К. Альбрехт. Ко дню открытия консерватории был арендован дом на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой[7].

 

Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет[8], затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.

 

В первые годы существования консерватории уровень требований от поступающих в неё был по необходимости очень низкий, ибо только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса, в который зачислялись все поступающие в консерватории без различия степени их подготовки по игре на каком-либо инструменте, главным образом, конечно, на фортепиано. В первом 1866—1867 учебном году в профессорских, то есть старших классах фортепиано было в первом полугодии 38, а во втором 35; в младших, то есть в классах адъюнктов было 43 и 44. В мае 1867 года состоялись общие экзамены, на основании которых учащиеся были распределены по курсам.

 

В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано — Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау (адъюнкт), А Доор, К. Э. Вебер (адъюнкт), А. И. Дюбюк, А. К. Зандер (адъюнкт), К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер (адъюнкт), Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение — А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани (с 1869); скрипка — Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали (с 1869 — адъюнкт, с 1874 — профессор), Г. Шрадик (адъюнкт); виолончель — Б. Косман, В. Фитценхаген (с 1870); контрабас — Г. Ф. Шпекин; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — В. Гут; валторна — М. Бартольд, труба — Ф. Б. Рихтер, фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России — Д. В. Разумовский; Музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение).

 

В 1899 году был приглашён итальянский певец, композитор и педагог Мазетти У. А., который поднял сольное пение на высочайший уровень, творчески объединив всё лучшее итальянской и русской школы.

 

Арендованное для консерватории здание очень скоро, из-за постоянно возраставшего количества учащихся, стало недостаточно и летом 1877 года дом князя М. С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретён в собственность Московского отделения ИРМО. Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло классным, учебным потребностям консерватории, но к концу этого периода стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло (в 1868—1869 учебном году было 184 учащихся, а в 1893—1894 году — уже 430). Кроме того стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было заложено в Московском городском кредитном Обществе и был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания и 27 июня 1895 года была совершена торжественная закладка нового здания консерватории. В 1898 году консерватория уже начала свои занятия в новых классных помещениях, а 25 октября того же года был освящён и открыт Малый зал. Работы по устройству и отделке Большого зала были закончены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие зала[10].

 

В 1932—1933 годах трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых, в стиле классицизма, возведено в конце XVIII века неизвестным архитектором школы М. Ф. Казакова; с 1925 года здесь размещался юридический факультет МГУ).

 

В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона[11]»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; уже в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.

Читать полностью
Смотреть все фотографии

Отзывы

Оставить отзыв
Ваша оценка:
осталось 1000 символов
Комментарий
или

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город