Российский рынок негосударственных образовательных учреждений развивается с 1990 года, однако назвать его динамику поступательной увы, нельзя. Социальный заказ на честное среднее образование, по оценке экспертов, в стране есть. Но несмотря на господдержку негосударственных школ, за последние 5-7 лет их количество сократилось примерно на треть.
В середине 2000-х в России действовали около 700 частных школ, где учились порядка 4% детей. Больше всего таких средних учебных заведений - около 250 - работали в Москве и еще около 50 в Московской области. При этом почти половина имели при себе детские сады, 83% — подготовительные группы для будущих учеников, а 7% - пансионы.
К 2010 году ситуация изменилась, и не в лучшую для частных школ сторону. В России осталось не более 400 частных школ, причем, преимущественно в Москве (примерно две трети всех негосударственных школ) и в Санкт-Петербурге (еще около четверти). На долю регионов, таким образом, приходилось лишь около 50 постоянно действующих частных заведений среднего образования. И на этом падение показателей не остановилось.
На сегодняшний день, уточнил РОСВУЗу президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов Александр Моисеев, «из существовавших 5-7 лет назад 250 московских частных школ осталось не более 150, и та же картина характерна для всей страны в целом. Соответственно сократилась и доля детей, обучающихся в негосударственных школах: сегодня она составляет менее 1%. И это при том, что запрос общества на обучение детей в частной школе никуда не делся, и у образовательных учреждений этого вида есть своя четко выраженная образовательная ниша».
Действительно, в отличие от нынешних образовательных монстров-холдингов, где учатся по 3-4 тысячи детей, в частной школе в среднем обучается 120 учеников, а средняя наполняемость класса там не превышает 12, максимум 15 человек. Это создает условия для индивидуальной работы с каждым учащимся, что по определению исключено в гигантских образовательных центрах. А потому частные школы востребованы для обучения детей с особыми потребностями, подчеркивает Моисеев: «В частных школах России учатся не дети олигархов — тех родители посылают учиться за рубеж. В основном это дети, которые нуждаются в особом подходе — по своему психологическому складу или по состоянию здоровья, либо ребята, чьи родители работают до позднего вечера и хотят быть уверенными в том, что за их детьми присмотрят, как следует покормят и помогут с домашними заданиями».
Существование частных школ выгодно не только родителям но и государству, ибо часть общества в этом случае самостоятельно финансирует образование своих детей. Власти это понимают: по новому закону «Об образовании» частные школы с государственной аккредитацией имеют право на бюджетное финансирование своих учащихся по тому же нормативу, что и обычные муниципальные школы. Однако в целом финансовая проблема негосударственного среднего образования далека от решения. И именно это, по словам Моисеева, душит частную школу.
Так, к примеру, арендная плата за здания частных школ в Москве втрое меньше, чем для коммерческих структур. Но она все равно слишком высока, и это не может не сказываться на стоимости обучения для семей (в Москве на сегодняшний день она в среднем составляет 30 тыс. руб. в месяц, по России — чуть меньше). Столичный проект «1 рубль за 1 квадратный метр», в рамках которого негосударственное образовательное учреждение может получить и отремонтировать для себя здание, также толком не работает: уж слишком велик требуемый для этого стартовый капитал и слишком плачевным является состояние предлагаемых зданий. Да и оплата коммунальных услуг для частных школ слишком высока — их тарифы идут наравне с чисто коммерческими предприятиями. В итоге аренда с коммуналкой, по словам Моиссеева, «съедает» до половины родительской платы, а школа лишена возможности расширяться, даже если она сверхвостребована родителями.
Часть экспертов, правда, утверждает, что качество подготовки в наших частных школах пока уступает школам муниципальным. Но причина, по словам Александра Моисеева, кроется в специфике детей, которые там учатся. Впрочем, индивидуальный прогресс этих ребят, по его словам, как правило, налицо. Да и процент поступления на бюджетные места вузов из частных школ, по его наблюдениям. достаточно высок.
Источник: