Здание построено в 1856 году, архитектор неизвестен.
Здание возводилось под наблюдением городского архитектора Песке. Во дворе были построены: деревянный флигель, деревянные погреба, кладовые с каменным брандмауэром, деревянный каретник и конюшни, каменные прачечные. Здание интенсивно перестраивалось в 70-80-е г.г. 19 века. В 1874 году был пристроен третий этаж здания, в 1905 году старые помещения были расширены и перестроены. Здание Гимназии является памятником истории и архитектуры, утвержденный Постановлением Совета Министров ТАССР (№ 334 от 28.09.1988.) Владельцами дома были Д.И. Мозолевский, И.П.Умов. В здании Гимназии в середине 19 века размещалось первое в Казани частное женское учебное заведение (прогимназия), хозяйкой которого являлась С.Ф. Вагнер. Она открыла в доме частный женский пансион с правом прогимназии, который разделялся на 6 классов с одним приготовительным ( в него принимались девочки не моложе 8 лет). Всего в это время насчитывалось 70-80 учениц. До 1895 года С.Ф. Вагнер была заведующей и вела французский язык. Жила в этом же доме. Ее помощницей, а затем содержательницей и начальницей прогимназии стала Александра Ивановна Котова, учредившая и содержавшая еще несколько перворазрядных частных женских учебных заведений в городе. В 1895 году С.Ф. Вагнер часть помещений дома сдавала в аренду Казанской художественной школе (с 1895 по 1903 г.г.). В 1896-97, 1898, 1901 г.г. здесь были устроены художественные выставки с привлечением своих и Петербургской Академии художеств учеников, местных и иногородних художников (из Петербурга и Москвы). В классах на первом и втором этажах экспонировались работы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, А.А. Кисилева, К.А. Савицкого, гравера В.В. Матэ. В 1901 году частное учебное заведение госпожи А.И. Котовой преобразовано в женскую гимназию № 3 Министерства народного просвещения. Гимназия открылась в составе двух отделений приготовительных классов и семи нормальных классов, восьмой класс (педагогический) был открыт в августе 1903 г. Количество учениц в гимназии росло очень стремительно. Если в 1901 году оно насчитывало 241 ученицу, то в 1915 году – уже 643 девочки. Кроме семнадцати классных комнат в здании гимназии имелось два зала (на верхнем и нижнем этажах), комната для библиотек (фундаментальной и ученической), ученическая чайная, кабинеты физической, врачебной, начальницы, учительская, канцелярия, пения, приемная, учебных пособий и прислуги. Квартира начальницы находилась в деревянном одноэтажном флигеле, во втором- флигель для прислуги и служащих. Материальными проблемами гимназии было изыскание средств на покрытие потребностей, вызываемых ее хозяйственной жизнью, таких, как выдача содержания обслуживающему персоналу, плата за наем помещения и другие. Ими занимался Попечительский Совет, председателем которого был ректор университета действительный статский советник Г.Ф. Дормидонтов. Кроме городских девочек, в гимназии учились приезжие, жившие у родственников или опекунов, на квартирах. Часть девочек размещалась в пансионе для детей и учителей. Классные надзирательницы должны были не меньше двух раз месяц посещать своих иногородних девочек для проверки их положения. Плата за обучение составляла от 50 рублей до 85 руб. в старших классах. Именно она была главным источником содержания гимназии; кроме нее деньги выделялись городом, Губернским Земством и правительством. Для более тесной связи гимназии с семьей и с целью привлечения родителей к заботам и проблемам гимназии, жизни и учебе учениц, в 1907 году был образован родительский комитет. Заседания проходили два-три раза в учебный год. Значительная часть забот уделялась существующей с 1908 года ученической чайной, где подавались чай, молоко с булочками с сыром, ветчиной. Несмотря на самые низкие цены, чайная даже давала некоторую прибыль, которая целиком уходила на ее содержание- оплату продавщицы и уборщицы. Надо сказать, что благотворительная деятельность была широко развита в гимназии. В нее принимались девочки из малообеспеченных семей. Часто бывало так, что одна из сестер училась за счет Городской управы, другая- за счет Земского управления или Общества вспомоществования детям учителей. Часть девочек, показывавших особенное прилежание, принимались на бесплатное обучение. Образование в гимназии отличалось своим качеством, что отчасти было вызвано высоким образовательным цензом преподавателей. Из 49 служащих на 1 января 1915 года с высшем образованием было 19 мужчин и 4 женщины, со средним – 3 мужчины и 28 женщин. Кроме трех православных священников были лютеранский и католический законоучители - этим гимназия выделялась из всех остальных учебных заведений ( кроме Мариинской гимназии).Среди преподавателей можно назвать Леона Сиклера - учителя рисования, француза по происхождению, человека активно интересовавшегося историей местных народов, чья археолого- этнографическая коллекция легла в основу собрания музея ИЗО наравне с коллекцией Лихачева. В гимназии давали уроки истории С.П. Сингалевич, Э.К. Мейер - известные своими изысканиями по истории Казани. Педагогике учил – профессор университета Красновский П.А., опубликовавший учебники по педагогике и литературе. Знакомил учащихся с географией И.А. Верентилов, чьи пособия по географии были широко распространены в школах царской России. Весь день девочки проводили в гимназии. Программа занятий была обычной для женских гимназий: русский язык, словесность, естественная история, география, история, педагогика, математика, физика, французский, немецкий языки, рисование. Кроме обязательных предметов девочек учили танцам, пению, рукоделию. При содействии родительского комитета для учащихся проводились литературные, танцевальные вечера. После Октябрьской революции 1917 года Третья женская гимназия была преобразована в русскую школу второй ступени под номером 3, а позднее в среднюю общеобразовательную третью школу. Революционные события 1905-07 гг. не обошли стороной и гимназию. 22 сентября 1905 года Казань явилась свидетельницей особенно большой демонстрации (до 6.000 человек), демонстранты останавливали трамваи и с крыш вагонов произносили антиправительственные речи. Среди задержанных полицией были учащиеся Третьей женской гимназии. Отдельные учащиеся участвовали в антиправительственных кружках, печатали рекламации. На этом история школы не заканчивается. Ее выпускники - герои ВОВ, писатели, политики, музыканты и много других замечательных людей. Преподавание в школе отличается своим демократизмом, вниманием к учащимся, стремлением к развитию их способностей. Красивое, относительно хорошо сохранившееся здание, прекрасная местность - все это в совокупности с другими условиями повлекло за собой решение размесить здесь экологический лицей в 1991 году, а в 1999 году получить статус гимназии с экологическим и лингвистическим направлением. Хотелось бы надеяться, что исторические традиции, сложившиеся в школе за 100 лет, не будут утеряны, а в чем-то даже продолжены теми, кто работает и учится здесь сегодня.
Страна, город:
Россия, Казань
Организационная форма:
муниципальная
Языки:
русский , татарский
Год основания:
1854
Статус Школы:
гимназия
Классы:
1-11
Документ об окончании:
Аттестат государственного образца
Предыдущие названия:
Форма обучения:
очная, дневное
Направление школы:
общеобразовательное
Человек в классе:
23-28
Лицензии:
№1429 серия РО №023352 действует с 13.05.2011 бессрочно,№0998 серия ОП №026031 действует с 31.05.2011 до 31.05.2011
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» Вахитовского района г.Казани(МБОУ «Гимназия № 3») Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы заполните форму