Тест школьной зрелости Керна- Йерасика
С помощью этого несложного теста родители могут определить , насколько их ребенок готов к поступлению в школу . Все задания направлены на определение развития тонкой моторики руки , координации движений и зрения. Все это необходимо для того , чтобы в школе ребенок научился писать. Кроме этого с помощью теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка , умение подражать образцу и способность к сосредоточенности , концентрации внимания.
Сам тест состоит из трех заданий .
1 . Рисование мужской фигуры по памяти.
2 . Списывание письменных букв.
3 . Срисовывание группы точек .
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе , а затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям . Развитие детей , получивших в сумме от 3 до 6 баллов , рассматривается , как выше среднего , от 7 до 11 - как среднее , от 12 до 15 - ниже нормы.
1 . В качестве первой задачи ребенку предлагается нарисовать мужскую фигуру. Никаких объяснений или замечаний при этом не дается. Нельзя также привлекать внимание к недостаткам или ошибок рисунка. После окончания рисования фигуры - детям предлагают перевернуть лист на другую сторону или дают новый чистый лист.
2 . Во втором задании детям , еще не умеет писать , предлагают скопировать фразу « Он ел суп » , написанную письменными буквами. Если ребенок уже умеет писать , то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
3 . Третья задача состоит в том , что ребенок должен скопировать рисунок из девяти точек , расположенных друг под другом в три ряда :
. . .
. . .
. . .
Оценка результатов теста :
1 . Рисование мужской фигуры.
Один балл ставится в том случае , если у нарисованной фигуры есть голова, туловище , руки и ноги. Голова соединена с туловищем шеей и не превышает размеров туловища . Нарисованные волосы, уши , глаза , рот , нос , руки заканчиваются пятью пальцами. Фигура одета в мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом , то есть она составляет единое целое , а не набор отдельных частей. При таком способе рисования фигуру можно обвести одной линией , не отрывая карандаша от бумаги .
Два балла относятся , если выполняются все требования на единицу , за исключением синтетического способа рисования .
Три балла ставят , если фигура имеет голову , туловище и конечности , нарисованные двумя линиями , в то время как волосы , уши , одежда и пальцы отсутствуют.
Четыре балла ставят в том случае , если фигура нарисована очень примитивно и имеет только голову и туловище , тогда как конечности нарисованы одной линией каждая.
Пять баллов : нет четкого изображения тела , ноги нарисованы растущими прямо из головы , или обеих пар конечностей. Рисунок не понятен и напоминает каракули.
2 . Копирование слов , написанных письменными буквами.
Задание оценивается в один балл , если предложенный образец изображен очень хорошо , разборчиво и практически полностью. При этом размер скопированных букв незначительно превышает размер букв в образце , не больше чем в два раза , первая буква явно соответствует заглавной и все они ( буквы ) образуют три четких слова . Последнее условие - отклонение фразы от горизонтальной линии - не более чем на 30 градусов.
Два балла ставят достаточно разборчиво написанном упражнении. При этом «оригинал » , то есть образец , и « СК" не сравниваются по таким параметрам , как размер букв и положения относительно горизонтальной линии.
Три балла - надпись разбита на две части , может быть и больше. Явно прочитываются хотя бы четыре буквы образца.
Четыре балла ставят в том случае , когда с образцом совпадают хотя бы две буквы , а сам текст создает видимость строки.
В пять баллов оцениваются каракули и закорючки.
3. Копирование группы точек .
В один балл оценивается копирования образца практически «один в один». Любые незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются.
Два балла - число и расположение точек соответствуют заданному образцу . Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать.
Три балла ставят тогда , когда рисунок в целом соответствует образцу , не более вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу , однако их не должно быть больше 20 и меньше 7 . Отклонение от заданного положения не учитывается.
Четыре балла - контур рисунка не соответствует образцу , хотя и состоит из отдельных точек . Размеры образца и число точек не учитываются вовсе.
Пять баллов - каракули .
Графический диктант ( по Д. Б. Эльконина )
Ребенок получает лист в клеточку с нарисованными на нем одна под другой четырьмя точками (каждая следующая - 4 клеточки вниз ) . Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Нужно постараться , чтобы они получились красивые и опрятные . Для этого нужно внимательно слушать меня , я буду говорить , на сколько клеточек и в какую сторону ты проводить линию. Проводи только ту линию , которую я скажу . Следующую линию нужно начинать там , где закончилась предыдущая , не отрывая карандаш от листа ». После этого ребенок с помощью взрослого выясняет , где у нее права , а где левая рука. Взрослый показывает на образце , как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. « Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую высокую точку . Внимание ! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги . Теперь одна клеточка вправо . Одна клетка вверх. Одна клеточка вправо . Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо . Одна клетка вверх. Одна клеточка вправо . Одна клеточка вниз. Далее течение этот узор сам ».
При диктовке делаются довольно длинные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора взрослый помогает малышу исправить допущенные ошибки. В дальнейшем контроль снимается. « Теперь поставь карандаш на следующую точку . Внимание ! Одна клетка вверх. Одна клеточка вправо . Одна клетка вверх. Одна клеточка вправо . Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо . Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо . А теперь продолжай рисовать этот узор сам ». « Поставь карандаш на следующую точку . Внимание ! Три клетки вверх . Две клетки вправо . Одна клеточка вниз. Одна клетка влево (слово « влево » выделяется голосом) . Две клетки вниз. Две клетки вправо . Три клетки вверх . Две клетки вправо . Одна клеточка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо . Три клетки вверх . Далее продолжай сам ». « Теперь поставь карандаш на самую низкую клетку. Внимание ! Три ячейки вправо . Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три ячейки вправо . Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клеточка вниз. Три ячейки вправо . Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать сам ». Оценка результатов . Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются . В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование :
- 4 балла - точное воспроизведение узора (неровность линии , «грязь » не учитываются) ;
- 3 балла - воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии ;
- 2 балла - воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
- 1 балл - воспроизведение , в котором есть только сходство тех или иных отдельных элементов с узором ;
- 0 баллов - отсутствие сходства .
По самостоятельное выполнение задания оценка ставится по каждой шкале . Таким образом , ребенок получает две оценки за каждый узор , колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Окончательная оценка за выполнение диктанта выводится из сложения минимальной и максимальной оценок за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает общий балл , который может варьироваться от 0 до 16 . При дальнейшем анализе используются только общий показатель , который интерпретируется так :
- 0-3 балла - низкий ;
- 3-6 баллов - ниже среднего ;
- 7-10 баллов - средний ;
- 11-13 баллов - выше среднего ;
- 14-16 баллов - высокий .