Что принес 2015 год российскому образованию

Количество бумаг, на которые ежедневно обязаны отвечать наши учебные заведения, дошло до 11, а вот число отечественных вузов и филиалов сократилось без малого вдвое. В школу вернулись единый учебник истории, нормы ГТО и пионерская организация в виде Российского движения школьников, но продленка, в отличие от советских времен, окончательно стала платной. Тем временем ЕГЭ по математике, хоть и не отменили, но сделали двухуровневым — для профессионалов и для тех, кому достаточно знать четыре арифметических действия. С такими итогами система образования России вступила в новый 2016 год.
Детские сады стали составной частью системы образования, впервые обогатились собственным образовательным стандартом и, во всяком случае, по официальным данным, избавились от очередей для детей возрастной группы от 3 до 7 лет. Впрочем, в известной мере последнему способствовала передача им групп ясельного возраста (с возрастом воспитанников до 3-х лет), а потому очередь моментально переместилась туда. Но формально указ президента о ликвидации очередей в детские сады выполнен.
Новеллы, с которыми столкнулась школа, оказались самыми многочисленными. Правда, до реализации, к счастью, дошли далеко не все инициативы. Так, пока втуне остается любимая идея депутатов-патриотов во главе с Ириной Яровой и Владимиром Жириновским полностью отменить в школе преподавание иностранных языков, перенаправив высвободившиеся таким образом часы на патриотическое воспитание учащихся и уроки отечественной словесности. Не приняло общество и инициативу Путина отказаться от единого Дня знаний 1 сентября и перейти к «скользящему графику» начала учебного года. Причем, сильнее всего граждан озадачила аргументация, выдвинутая в поддержку последнего предложения: так, дескать, транспортникам было бы удобнее развозить нас по домам после летних отпусков.
Среди введенных мер выделяется перевод обязательного ЕГЭ по математике на два уровня: того, что попроще, для ребят. которым надо получить аттестат о среднем образовании, либо поступить в гуманитарный вуз, и посложнее — для абитуриентов, которым понадобится вступительный экзамен в вуз по этому предмету. Другое серьезное изменение ЕГЭ 2015 года— расширение перечня предметов без тестовой части заданий — так называемой «угадайки», традиционно вызывавшей особенно сильную критику образовательного сообщества. Цель этих реальных новшеств - расширить плацдарм борьбы с традиционными злоупотреблениями при сдаче единых госэкзаменов. Однако многое другое из того, что стало новым для школы в 2015 году, при ближайшем рассмотрении оказалось хорошо забытым старым.
Так, фактически возрождена единая всероссийская пионерская организация, хоть и называемая сейчас Российским движением школьников. Одновременно с ней возрождена и сдача в школе норм ГТО — изобретение, известное в нашей стране еще с довоенных времен. Еще чуть-чуть и, глядишь, возродят Осоавиахим — Общество содействия авиации и химпрому. Впрочем, отдельные такие попытки на местах уже были. Так, после того, как турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик Су-24, директор одной из саратовских гимназий выступила с инициативой начать среди школьников сбор средств на новый боевой самолет. И дети начала собирать деньги, пока возмущенные родители не положили этому конец.
Сильно напоминает советские времена и другое новшество этого года — возврат в школу единых учебников по отечественной истории. Сейчас уже усиленно разрабатываются единые концепции преподавания в школе всеобщей истории и русского языка с литературой. И едва они будут готовы, как на их основе также появятся единые учебники по этим, а затем и по всем другим школьным предметам.
Можно не сомневаться: теоретическим изыскам учителей и прочим «гримасам периода либерализма» в нашей школе приходит конец. Зато школьников там снова будут не только учить, но и «воспитывать» - это, заявил на итоговом заседании президентского совета по общему образованию в Кремле глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, снова становится «одной из главных задач системы образования». Другой знакомый с советских времен тренд — ставка не столько на высшее, сколько на среднее профтехобразование выпускников школы.
Стоит ли удивляться, что сеть высшего образования в нашей стране продолжает сжиматься! Так, из имевшихся у нас еще несколько лет назад 3,5 тыс. вузов и филиалов на конец 2015 года осталось лишь около 2 тыс. - без малого половина! И этот процесс продолжится, отметил Дмитрий Ливанов в конце декабря на финальном заседании Совета Российского Союза ректоров (РСР).
Источник: РосВуз