Учебные заведения замучили переменами

До 1 января 2016 года российским образовательным организациям строго-настрого велено изменить свои учредительные документы в соответствии с последней модификацией закона «Об образовании». Однако уже сейчас очевидно: чуть ли не каждый третий вуз сделать это в указанные сроки не успевает. Да и как иначе, если одно лишь название учредителя за последние 25 лет менялось около двух десятков раз.
Вывод о том, что «все течет, все меняется», сделал еще Гераклит, и тут ничего не поделать. Однако перемены, осознанно вводимые, хочется видеть разумными. И в полной мере это относится и к нормативной базе, определяющей работу наших учебных заведений от детских садов до вузов.
Чем, к примеру, по-вашему, занято сейчас большинство российских высших учебных заведений? Думаете, готовятся к зимней экзаменационной сессии? Как бы не так! Вместо того они вносят изменения в свои учредительные документы, приводя их в соответствие с очередными изменениями «внешней» нормативки — нового закона «Об образовании», Гражданского кодекса и т. д. А изменения эти, в отличие от бюджетного финансирования, сыпятся на них как из рога изобилия! Взять хотя бы название учредителя подавляющего большинства учреждений отечественного среднего, высшего и профтехобразования, который сегодня зовется Министерством образования и науки. Знаете, сколько раз оно менялось за последние 25 лет? Считайте!
Минобрнауки Российской Федерации было образовано в 2004 году. Оно является правопреемником Министерства образования России, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки России (1996−1999). То в свою очередь было образовано из двух ведомств: до 1996 года начальным и средним (в т.ч. средним специальным и профессионально-техническим) образованием управляло Министерство образования России (1991−1996), а высшим и послевузовским образованием и наукой — Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию (1993−1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991−1993). Последнее было реорганизовано (путем передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из просуществовавшего лишь две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР, которое объединило два ведомства СССР и одно РСФСР: Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям, Государственный комитет СССР по стандартам.
Однако это еще не все, ибо в реорганизациях участвовали и структуры РСФСР. Так, Министерство образования РСФСР (позже РФ), созданное в 1991 году, было правопреемником: Государственного комитета СССР по народному образованию (1988−1991), образованного в результате слияния трех министерств СССР: Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР), Министерство просвещения СССР и Министерство профессионально-технического образования СССР. Представляете масштаб изменений, связанных с одним лишь названием учредителя? А ведь есть и другие вводные.
Так, частое изменение порядка государственной регистрации изменений в уставы некоммерческих организаций, разъяснил РОСВУЗу руководитель правового отдела Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, член Экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета по образованию Государственной Думы Азат Агзамов, попросту не позволит многим учебным заведениям провести эту работу в установленный срок:
- В соответствии с ч. 5 ст. 108 федерального закона «Об образовании в РФ», образовательные организации в срок не позднее 1 января 2016 года должны привести в соответствие с указанным законом свои наименования и уставы. Однако эта относительно простая и отработанная процедура крайне осложнена отсутствием единой правоприменительной практики со стороны уполномоченного органа – Министерства юстиции РФ.
Так, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в гл. 4 Гражданского кодекса РФ. Согласно им, для вновь создаваемых организаций в форме учреждений установлен запрет на соучредительство, а для ранее созданных учреждений с числом учредителей более одного предусматривалась возможность реорганизации в автономную некоммерческую организацию. В вводном законе указывалось, что само по себе наличие двух и более учредителей в ранее созданном учреждении не влечет за собой ликвидацию данного учреждения. Однако специалисты региональных управлений Минюста заняли единую позицию, что при регистрации изменений в уставы учреждений с несколькими учредителями необходимо обязательно преобразоваться в АНО. Данная позиция существовала на протяжении года, и лишь Главное управление Минюста РФ по Москве продолжало регистрировать изменения уставов учреждений с числом учредителей более одного без реорганизации. Но следует отметить, что процедура преобразования учреждения в АНО в соответствии с правовыми новеллами 4 главы ГК РФ была упрощена и длилась столько же времени, сколько процедура изменений устава НКО без преобразования, около полутора месяца.
23 июня 2015 года Пленум Верховного суда РФ принял постановление, согласно которому юридическое лицо при реорганизации (в том числе при преобразовании) обязано уведомить уполномоченный госорган о начале реорганизации. С октября 2015 года, ссылаясь на указанные положения, Министерство юстиции и Федеральная налоговая служба изменили свою правоприменительную практику и стали требовать от преобразуемых юридических лиц, наряду с уведомлением уполномоченных государственных органов, обязательную публикацию сообщения о начале реорганизации. Соблюдение данной процедуры растянуло процедуру преобразования учреждения в автономную некоммерческую организацию до срока от пяти месяцев. В итоге многие образовательные организации, начавшие процедуру реорганизации, оказались в положении, при котором они заведомо не успеют преобразоваться к 1 января 2016 года. Между тем, если их наименования и уставы не будут соответствовать закону «Об образовании в Российской Федерации», создается угроза того, что у них может быть приостановлена и аннулирована лицензия на образовательную деятельность. И всё это - без какой-либо вины со стороны реорганизуемых.
В сложившейся ситуации специалисты правового отдела АСНООР, входящие в состав Экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию при Комитете по образованию в Госдумы, подготовили законопроект о продлении сроков обязательного приведения в соответствие уставов и наименований образовательных организации федеральному закону «Об образовании в РФ». Изначально предполагалось продлить их до 1 января 2017 года. Однако не исключено, что будет принят компромиссный вариант — до 1 мая 2016 года: комитет Госдумы по образованию ведет большую работу по принятию данного законопроекта до начала нового года.
Источник: РосВуз