Дважды два - снова пять? Математическое образование сегодня

Из-за пробелов в математике половина старшеклассников не может освоить программы 10-11-го класса, 20% выпускников российской школы знают математику на уровне 6-го -8-го класса, 40% - на уровне 9-го, а кое-кто — и на уровне 1-го - 3-го. С такими результатами изучения «царицы наук» в школах некогда ведущей математической державы мира ознакомил участников всероссийской конференции по матобразованию директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
Ситуация с изучением математики в российских школах близка к критической. Об этом свидетельствуют официальные результаты апробации вводимого с этого учебного года базового ЕГЭ по математике, а также подведение итогов недавнего национального исследования качества образования по математике в 5-7 классах.
Любопытная деталь. В начальной школе особых проблем с изучением математики в России не наблюдается: лучшее подтверждение тому — итоги международного тестирования школьников данной возрастной категории, традиционно высокие в нашей стране. Однако после 5-го класса наступает страшный перелом.
По данным Московского центра непрерывного математического образования, 20% выпускников отечественной школы знают математику лишь на уровне 6-8 класса, а еще 40% — на уровне 9-го. Лишь 20% одиннадцатиклассников являются достойными абитуриентами технических вузов, констатировал директор Центра Иван Ященко. А это означает, что более половины учащихся 10-х - 11-х классов сегодня не в состоянии освоить учебных программ ни по одной из естественнонаучных дисциплин и сидят на уроках впустую.
Хуже того. Как показала апробация вводимого с 2015 года ЕГЭ по математике базового уровня, каждый десятый выпускник школы не может справиться с заданиями пусть даже самого примитивного уровня. 10% участников пробного экзамена базового уровня получили чистые «двойки», а 30% смогут подготовиться к освоению программы 11 класса лишь случае экстренной ликвидации пробелов в знаниях за 5-й - 6-й классы.
Именно в этих классах, как оказалось, и закладываются будущие проблемы ЕГЭ. Как свидетельствуют подведенные на конференции итоги национального исследования качества образования по математике, от 5-го к 7 классу и «возникает четко выраженная тенденция ухудшения математической подготовки, а доля троечников увеличивается с 20-25% до 40-45%».
По данным результатов тестирования, у значительной части семиклассников слабо развиты базовые математические навыки — умение считать, решать тестовые, геометрический и т. д. задачи, решать практикоориентированные задачи, работать с информацией. И как следствие - имеющийся уровень подготовки (в некоторых регионах до 50% учащихся) оказывается недостаточным для успешного продолжения обучения в старших классах не только по математике, но и по другим естественнонаучным предметам. Таким образом, определяющую роль в неуспешности ЕГЭ (до 80%, делают вывод специалисты!) играют проблемы в образовании в 5-х - 7-х классах. А значительная часть школьников серьезно рискует не сдать итоговые экзамены даже за основную школу в 9-м классе!
Учащиеся, как показало первое национальное исследование качества математического образования в 5-х — 7-х классах, «в том числе, имеющие слабый уровень подготовки, сохраняют начальные математические компетенции 1-х-3-х классов, в особенности те, которые находят свое отражение в повседневной практической жизни». И с этим сплошь и рядом заканчивают школу.
Лишь 10-25% учащихся, в зависимости от региона, «имеют неплохой потенциал и уровень подготовки, достаточные для продолжения образования в классах с углубленным изучением математики». Таким образом, подчеркивается в исследовании, «необходимо повышать мотивацию и создавать условия для обучения. Также необходима работа по повышению интереса к математике, организация кружков, других мероприятий для учащихся 2-х — 6-х классов». Без этого математического образования в нашей стране не возродить.
Источник: Новости образования РосВуз
Фото: Наталья Росвуз