Итоги 2020 года определил коронавирус
Новогодние праздники — традиционное время подведения итогов. Однако не будем забывать: 2020 год навсегда войдет в историю как совершенно особый, ведь практически все, что с нами происходило, и в том числе в сфере образования, определил главный фактор — пандемия коронавируса.
Главное, что привнес в систему образования всего мира коронавирус — форсированный переход школ, вузов и колледжей на дистанционное обучение. В начале пандемии — тотальный, а с нового учебного года хоть и выборочный, но также широкомасштабный. Между тем, к такому повороту, как констатируют российские и зарубежные эксперты, не был готов никто. Так что неудивительно, что первый блин вышел комом — опять же по всему миру, хотя наша страна столкнулась при этом и с собственными, специфическими сложностями.
Одной из типичных российских проблем стал панический страх значительной части общества, что дистанционное обучение отныне сменит очное навсегда, а «живые» уроки останутся разве что только для самых богатых. Этот страх подогревало единодушное мнение экспертов, что на данном этапе качество онлайн-обучения заметно ниже, чем традиционного. И хотя власти и наиболее серьезные эксперты не устают повторять, что тотальной подмены очного обучения дистантом не будет, и едва позволят эпидемиологические условия, дети снова пойдут в школы, а студенты — в вузы и колледжи, многие этому не верят.
Впрочем, некоторые из достижений времен пандемии в нашей жизни все же останутся навсегда, не сомневаются они. И прежде всего, использование дистанта в качестве дополнения к «очке». Например, в случае длительной болезни отдельных учащихся. Или при отъезде учащихся спортсменов на сборы. Другой пример — супероперативно разработанная и столь же успешно реализованния новая, бесконтактно-дистанционная модель чисто электронной подачи документов в вуз. Можно не сомневаться: она также останется в нашей жизни навсегда.
Однако вместе с достижениями в эру дистанционки проявились и просчеты системы отечественного образования. Причем, весьма существенные.
Так, мягко говоря, избыточная многолетняя зарегулированность процедур лицензирования и аккредитации в нашей стране привела к исчезновению многих программ подготовки и учебных курсов в формате онлайн, а также к замораживанию процесса создания электронных университетов. Пока не грянул гром, этого демонстративно не замечали. А перешли на дистант, и стало ясно: Россия в этом плане заметно отстает от ведущих стран мира.
«Своим путем» мы пошли и, принимая решение о правилах набора в вузы в 2020 году. Во многих странах, как, скажем, в Великобритании, учли сложности периода пандемии и провели набор абитуриентов по текущей успеваемости. В России же вначале измучили детей и родителей состоянием перманентной неопределенности, а затем все же провели ЕГЭ, хотя и не полномасштабный. Провели даже и Всероссийские проверочные работы — ВПР, лишь перенеся их с весны на осень. И это также способствовало созданию в школе обстановки нервозности.
Единственные, кого пожалели — это девятиклассники, освобожденные от сдачи ОГЭ прошлым летом. Однако уже решено, что учебный год для нынешних 9-х классов все же закончится итоговыми испытаниями — хотя и сокращенными с четырех в обыденной жизни до двух. Между тем, 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение, а 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. А это ставит под серьезный вопрос оправданность подобного решения.
Сильно пострадала и система дополнительных занятий детей. Так, стало ясно, что уроки музыки на дистанционке решительно невозможны. А потому уже осенью 2020 года в регионах, где было принято решение перевести в режим онлайн-занятий и музыкальные школы, начались... подпольные занятия: родители в складчину стали снимать помещения и по очереди устраивать там занятия своих детей с преподавателями музыки.
В вузах с приходом массового дистанта вылезли свои проблемы. Вначале выяснилось, что минимум каждый четвертый российский преподаватель не владеет онлайн-практиками. Затем стало очевидно другое: большинство наших прнподов не имеют технической возможности преподавать из дома. И тогда администрация вузов стала вынуждать своих сотрудников покупать компьютеры, программное обеспечение и интернет-трафики, необходимые для работы, за свой счет.
Будем надеяться, что страна выучит эти уроки и исправит свои «двойки» хотя бы в новом, 2021 году. С этим пожеланием РОСВУЗ и вступает в новый год.
Источник: РосВуз