ROSVUZ

Омбудсмен в сфере образования потребовал изменения системы апелляции по результатам ЕГЭ

12 августа 2013, 21:23

На этой неделе Партия Роста предложила министру просвещения России сделать процедуру ЕГЭ более прозрачной. Идею озвучил член Федерального политического совета Партии Роста, общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. О том, чем вызвано это предложение, в эксклюзивном интервью РОСВУЗу рассказал сам правозащитник.

 

- РОСВУЗ: Амет Александрович, почему Вы вновь обратились к теме ЕГЭ?

- В процедуре ЕГЭ существует принципиальный недостаток! После единого госэкзамена школьник не только не получает ответов решений, но и сами вопросы, на которые он отвечал, становятся недоступными. Результаты проверки появляются в личном кабинете спустя полмесяца после его проведения. За это время задания уже практически забыты. Поэтому во многих случаях школьник не в состоянии осознать свои ошибки и согласиться с адекватностью поставленных оценок. И вот совсем недавно ко мне пришло обращение на эту тему от учащихся Челябинской области.

- Да, в этом году было особенно много нареканий на процедуру апелляции...

- Конечно, ведь это подрывает доверие к качеству проверки и порождает множество необоснованных апелляций, которых бы могло не быть, имей школьник возможность заранее понять, в чем и как ошибся. В то же время, участник экзамена зачастую не может заметить реальные ошибки экспертов в оценке его работы. Кроме того, при этом практически невозможно опротестовать сбои автоматизированной проверки. Когда ученик идет на апелляцию, то получает только ксерокопию его бланка ответов без предоставления непосредственно вопросов и правильных ответов для сверки. В итоге была ли ошибка и в чем она заключалась - не понимает ни участник экзамена, ни члены конфликтной комиссии.

- А ошибки в проставлении баллов при оценивании ответов случаются?

- Конечно. Например, одну и ту же ошибку могут засчитать несколько раз. Или на ЕГЭ по физике или химии ребенок в ответе может дать не одну формулу, а несколько. Пусть все они были правильными, но ему могут зачесть это как ошибку. Или взять ЕГЭ по иностранным языкам. Языки — вещь крайне динамичная. А потому учитель, проверявший ответ, может не знать какого-то нового слова, употребленного ребенком, и зачитать ошибку, хотя никакой ошибки не было. Апелляция и дает возможность ребенку доказать свою правоту — например, принести справку из Лингвистического университета, что выражение использовано им в работе верно. Но власти делают все, чтобы свести количество апелляций к минимуму, а то и вовсе отбить охоту апеллировать у участников ЕГЭ.

- Каким образом?

- На это существует практика понижения, а не повышения баллов по итогам апелляции. Детей этим запугали настолько, что они попросту боятся подавать апелляции. Ну кто в самом деле в трезвом уме и здравой памяти рискнет это сделать, если в итоге балл будет не повышен, а понижен?! В итоге сложилась очень странная процедура апелляции. Такое впечатление, что за ней стоит попытка подловить ребенка на незнании, хотя задача апелляции совсем иная — выяснить, не была ли допущена ошибка при оценивании работы.

- И что Вы предлагаете?

- Обеспечить прозрачность и логичность процедур проверки результатов ЕГЭ и апелляции путем опубликования заданий ЕГЭ (КИМы) вместе с ответами и решениями в личном кабинете участника экзамена непосредственно после его завершения. А для начала — обсудить предлагаемые изменения на совместной комиссии, в которую вошли бы чиновники Министерства просвещения, эксперты и представители общественности.

- Минпросвещения как-то откликнулось на это предложение?

- Никакой реакции. Знаете, еще в свою бытность начальником Рособрнадзора нынешний глава министерства Сергей Кравцов был очень недоволен составом группы регуляторной гильотины, также поднимавшей тогда вопрос ЕГЭ. Нашу позицию определяла не любовь или нелюбовь к руководству Рособрнадзора, а существо вопроса. Но продуктивной совместной работы не получилось. И я боюсь, что министерство будет тянуть время и сейчас. Между тем, сколько уже загублено судеб людей, которые, не добрав один-единственный балл, не смогли поступить в вуз, о котором мечтали! А ведь наша цель — сделать все, чтобы ребята выучились, поступили на работу и трудились на благо государства, а не мыкались туда-сюда в поисках справедливости, а затем отчаялись и уехали из России. Необходимо, чтобы Минпросвещения пошло навстречу обществу и запустило процедуру улучшения ЕГЭ на благо всей стране!

Источник: РосВуз