До сих пор Россия явно запаздывала со знакомством детей с миром профессий — на эту мысль однозначно наводит дискуссия, развернувшаяся на этой неделе на IV Международной конференции по управлению качеством образования «Как помочь школьникам с профессиональным самоопределением». Но и узкая профилизация в XXI веке также полностью себя изжила, а качественная широкая предпрофессиональная подготовка невозможна без системных базовых знаний, отметили главные спикеры. Все это власти обещают учесть, внося изменения, назревшие в системе образования. А потому в Москве появится 36 «школ для старшеклассников»; на селе и в малых городах откроют профильные школы; ориентировать детей в мире профессий начнут с 5-ого класса; а программы колледжей и школьного труда радикально пересмотрят, приблизив к потребностям реальной экономики.
Открывая конференцию, Собянин не мог не похвастаться достижениями столичной системы образования, и в том числе в области предпрофильной подготовки учащихся. Тут и «университетские субботы», и договоры школ с предприятиями и вузами столицы, и предпрофессиональные классы самой разной направленности — от академических, инженерных и медицинских до кадетских. Однако все это богатство пропадет зря без общей подготовки школьников, констатировал он: «Невозможно заниматься предпрофильным образованием в школе, если не налажена системная базовая подготовка по основным знаниям. Невозможно, к примеру, заниматься медицинской профильной подготовкой, если в школе низкий уровень подготовки по биологии и химии! Это является базой, основой для любой предпрофильной подготовки, поступлению в высшие учебные заведения!»
С этим утверждением трудно не согласиться. Но есть и другой важный нюанс, отметил мэр Москвы: «Мы не говорим о том, что школьники должны выходить профессионалами в узкой среде, но у них должно сформироваться понимание того, какую профессию они выберут в будущем, что во многом предопределяет их будущую жизнь и их вклад в развитие города и страны. Как это организовать – важнейшая ключевая задача образования. При этом главное в этой работе – сосредоточиться не только на отдельных элитных школах, а сделать нашу систему качественной образования – в массовом порядке, что даст возможность каждому ребенку, вне зависимости от того, в какой он школе и в каком районе, получать качественное образование».
Исходя из этого принципа, «в 2019 году мы сделали следующий шаг, перейдя от отдельных классов к школам для старшеклассников, работающим на принципиально новом уровне и максимально приближенным к университетской среде, оснащенным новейшим оборудованием и предполагающим активную исследовательскую и проектную работу,- уточнил Собянин. — А в этом году мы запускаем сразу 36 таких школ - чтобы были в каждом районе».
Москва, конечно, случай особый. Однако шире знакомить школьников с профессиями с этого года будут по всей стране. И исследования 2016 года, показавшие крайне низкий уровень такой осведомленности даже у восьмиклассников, подтверждают неотложность этого шага. Ребят попросили тогда указать хотя бы две профессии в любой сфере деятельности, кратко охарактеризовав круг обязанностей представителей этих профессий и назвав два предмета школьной программы, которые необходимо углубленно изучать будущим представителям этих профессий. И с этим заданием полностью справились лишь 5-17 %!
Первой изменят программу школьного предмета «Технологии», ранее известного как «Труд», включив в нее вместо изготовления табуреток темы сегодняшнего дня, вроде робототехники. Но параллельно проведут ревизию всех программ среднего профобразования, сделав их более созвучными потребностям экономики XXI века и особенно — потребностям местного бизнеса. Соответствующие поручения, заверяют в Минпросвещения, уже даны.
В регионах вообще усилится профилизация школ, более характерная ранее для крупных городов (особенно активно этот процесс пойдет на селе и в малых городах), причем эксперты призывают активно заниматься предпрофилем намного раньше - уже с 5-х классов.
Впрочем, подытожил обсуждение министр образования Москвы Исаак Калина, главная цель всей этой работы - «не затолкнуть школьника в профессию, а сформировать для него мотивирующую среду, показав ему весь широкий спектр возможностей».