А вот получать высшее образование Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал на местах, в регионах. При этом отметил, что у региональных сотрудников разных отраслей должна быть возможность непрерывного повышения квалификации в крупнейших столичных вузах.
Во время встречи с молодежью в Образовательном центре «Сириус» в городе Сочи Владимир Путин заявил, что необходимо создавать условия для обучения высококвалифицированных специалистов в регионах. Президент отметил, что выпускники школ уезжают учиться в крупные города и стараются остаться там, найти работу.
Действительно, сегодня наблюдается серьезный дисбаланс между количеством вузов и квалифицированных кадров в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, и в областных центрах на периферии. «Нужно развивать просто вузы на местах, прямо там, где люди живут, учатся. И там же они должны найти место работы: нужна большая связь с рынком труда, с работодателями», – сказал Путин.
Тенденция к развитию вузов в регионах России нашла четкое отражение и в послании Федеральному собранию – Президент указал на необходимость ежегодного увеличения количества бюджетных мест в вузах, приоритетно – в региональных, где наблюдается нехватка врачей, педагогов, инженеров.
Очевидно, что непростая миссия по «воскрешению» вузов на местах ляжет на плечи нового Министра высшего образования и науки Валерия Фалькова и его подчиненных в субъектах Российской Федерации. К слову, Фальков является выпускником регионального вуза и сам имеет опыт руководства таковым. Выполняя поручение Президента по развитию региональных систем высшего образования, новому министру придется инициировать процесс, обратный тому, что мы наблюдали с начала 2000-х до настоящего времени.
Начало века для областных институтов было ознаменовано укрупнением, переименованием, закрытием. Каждый регион обзавелся Государственным Университетом, подмявшим под себя несколько институтов поменьше и получившим расширенный бюджет, остальные финансировались по остаточному принципу либо закрывались. Работу по уничтожению региональной высшей школы активно продолжил на посту руководителя Рособрназдора Сергей Кравцов, в 2013 году, покинувший Минобразования и возглавивший надзорную службу.
Политика закрытия филиалов крупнейших вузов страны и нескончаемые проверки частных и государственных вузов, инициированные Кравцовым, «выкосили» практически весь региональный фонд высших учебных заведений. Какую систему и насколько быстро сможет построить новый Министр образования и науки на этих руинах, во что это станет для Федерального и региональных бюджетов, мы сможем оценить лишь спустя годы.
Омбудмсмен в сфере образования Амет Володарский, комментируя данную ситуацию, отметил: «Главное не допустить в дальнейшем практики, подобной деятельности Рособрнадзора. Если помните, в результате «проверок» количество вузов и филиалов в стране сократилось вдвое. И это всего за 5 лет! Теперь будем восстанавливать их (вузы в регионах – ред.), иначе региональным властям нереально удержать молодежь».
Что касается Сергея Кравцова, то в новом Правительстве он возглавил еще одно образовательное ведомство – Министерство просвещения, сменив на этом посту Ольгу Васильеву. Новому министру просвещения 45 лет. Он имеет высшее педагогическое образование по специальности «Учитель математики и информатики». С 1997 по 2002 год работал в Институте управления образованием Российской академии образования, а с 2002 по 2013 год - в Министерстве образования и науки Российской Федерации. В 2013 году возглавил Рособрнадзор. Каков будет вектор деятельности Кравцова на новом посту, ожидать ли новых репрессивных мер по отношению, теперь уже, к дошкольным и средним учебным заведениям – несомненно, эти вопросы сейчас волнуют российское образовательное сообщество не меньше чем возрождение региональных вузов.