Ни один из прежних глав министерств, ранее отвечавших в стране за образование — Ольга Васильева (Минпросвещения) и Михаил Котюков (Минобрнауки) - не вошли в состав нового правительства. Их сменили соответственно Сергей Кравцов и Валерий Фальков. Причем, лишь на последнего, в отличие от подавляющего большинства остальной плеяды новых назначенцев на министерские посты, журналисты пока не нашли никакого компромата.
До сих пор вся взрослая жизнь Валерия Фалькова была связана с Тюменским государственным университетом. В 1995 году он пришел туда как студент-первокурсник юрфака. А 21 января 2020 года оставил пост ректора ТюмГУ, чтобы возглавить федеральное министерство образования и науки. При этом в 2014 году Фальков вошел в президентский кадровый резерв, а в последние дни входит в рабочую группу, занимающуюся подготовкой предложений об изменениях в Конституции.
В отличие от своего предшественника на посту министра, Фальков имеет ученую степень кандидата наук. А это делает предстоящий ему по штату диалог с Российской академией наук не столь разбалансированным по «весовым категориям», как это было прежде.
Есть у Фалькова и другой серьезный плюс. С октября 2012 он являлся и.о. ректора ТюмГУ, а в 2013 году на конференции трудового коллектива был избран ректором. И за эти без малого семь лет он вывел свой вуз в чисто ведущих университетов страны. С этим багажом новый глава Минобрнауки теперь и займется проблемами высшего образования и науки на новом уровне.
Между тем. как стало известно к концу недели, бывшая глава Минпросвета Ольга Васильева получила предложение возглавить Российскую академию образования — РАО. Ну а пришедший ей на смену в министерство Сергей Кравцов в тот же день был представлен коллективу ведомства.
Кравцов пришел в Минпросвещения с поста главы Рособрнадзора — ведомства, с одной стороны, ведущего надзор за процессами, происходящими в образовании, и прежде всего, связанными с процедурами итоговых испытаний в 9-м (ОГЭ) и 11-м (ЕГЭ) классах, а, с другой, непосредственно или через свои филиалы на местах ведающее процедурами аккредитации и лицензирования всех учебных заведений в стране. И последнее, как писал РОСВУЗ, вызывает многочисленные нарекания образовательного сообщества.
Представители вузов неоднократно отмечали, что деятельность Рособрнадзора, возглавлявшегося Кравцовым, носит сугубо репрессивный характер, а критерии проверки учебных заведений, на основании которых чиновники принимают решение о приостановлении и даже отзывах аккредитаций, носят исключительно формальный характер и не имеют ничего общего с качеством образовательного процесса.
В итоге всего за несколько лет количество российских вузов, вопреки сложившимся мировым тенденциям современности, сократилось практически вдвое. При этом ряд достойных вузов был закрыт, тогда как сомнительные учебные заведения продолжили свою работу и в том числе — выдачу дипломов о высшем образовании государственного образца. Особенно же пострадали — и также вопреки основным современным трендам — частные университеты, и без того малочисленные в нашей стране.
Кто возглавит Рособрнадзор после ухода Кравцова, пока неизвестно: в ведомстве идут постоянные переговоры по этому поводу. Однако в любом случае, как считает омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский, «Рособрнадзор должен превратиться из репрессивного органа в консультативный. Или, говоря проще, из Рособрнадзора в Рособрконсалтинг».
Что же касается Минпросвещения, то хочется верить, что его новый глава не возьмет на вооружение жестких, административных методов действия, а система среднего образования избежит катаклизмов и очередной ломки.