Как сообщили РОСВУЗу в НИУ Высшая школа экономики, психологи из этого вуза проверили шкалу вовлеченности учащихся на российских школьниках, протестировав 537 детей младших классов. Оказалось, что наибольший вклад в оценку вовлеченности вносит эмоциональный компонент — а не поведенческий или когнитивный. Вовлеченность школьников в учебный процесс влияет на их успеваемость и будущие успехи. В западных странах оценка этого показателя используется, как один из факторов прогнозирующий, бросит ли он школу до окончания обучения. При этом понятие вовлеченности шире понятия мотивации учиться — оно включает в себя оценку общего самочувствия ребенка в школе, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.
По мнению ученых, вовлеченность можно оценить в трех аспектах — поведенческом, эмоциональном и познавательном. Поведенческий компонент характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать школьным правилам. Эмоциональный оценивает чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе, а когнитивный — желание получать знания и способность к саморегуляции.
В России нет опросника для оценки вовлеченности детей в школах в целом и по отдельным компонентам в частности. Поэтому ученые из ВШЭ и решили адаптировать и протестировать один из самых популярных зарубежных опросников — т.н. Шкалу вовлеченности школьников, разработанную в 2005 году. Исследователи перевели опросник шкалы с английского и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. А чтобы оценить качество теста, предложили пройти его детям младших классов из 25 случайно выбранных московских школ. В тестировании приняли участие 537 детей с 1-й по 4-й класс.
При прохождении опроса каждый ребенок оценивал, насколько утверждения характеризуют его по пятибалльной шкале. Каждое из утверждений позволяет оценить один из трех компонентов вовлеченности. Например, утверждение «В школе мне скучно» оценивает эмоциональную вовлеченность, «Я смотрю передачи, связанные с учебой» — познавательную, а «Я внимателен в классе» — поведенческую. Как показал факторный анализ, важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонентом. Этот вывод подтвердили и другие исследования — то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или включенность в учебный процесс. Ученые также не обнаружили никакой разницы в показателях вовлеченности между детьми разного возраста.
Переведенный опросник может использоваться в российских школах для проверки того, насколько ученики вовлечены в процесс обучения и насколько им комфортно и интересно находиться в классе. Измерение вовлеченности позволит предотвратить снижение успеваемости и прекращение обучения до выпуска.