На днях "Ъ" опубликовал статью с размышлениями и комментариями по поводу "особого мнения" судьи Конституционного суда Российской Федерации Константина Арановского. Речь идет о многострадальном российском образовании, "терпящем" реформы уже более 30-ти лет.
Первое, что приходит в голову, это строка из знаменитой басни И.А.Крылова - "а воз и ныне там", а если быть откровенным, то "воз" еще и прилично откатился назад. Собственно, это и подтверждают размышления судьи о судьбах российских вузов. Арановский справедливо отмечает, что качество образования нынче не то, что вузам не хватает автономии, без которой образовательные учреждения, в свою очередь, не могут обеспечить соответсвующий уровень знаний и квалификации своих выпускников.
Между тем, на кафедрах и в ректоратах работа кипит, стеллажи заполняются папками и стопками, рейтинги рапортуют об эффективности (неэффективности) учебных заведений, ведомства докладывают об успешно проведенных реформах. Вроде, все при деле, но, видимо, дело - не то.
Озадаченные многочисленными вводными со стороны Минобразования, измученные многочисленными и, порой, противоречащими друг другу требованиями Рособрнадзора, вузы все свои физические и умственные силы бросили на подготовку к проверкам, к лицензированию и аккредитации.
Это, знаете, как война или чрезвычайная ситуация - надо быть здесь и сейчас, на передовой, потому что, если сегодня неправильно заполнить бумажки, то завтра уже и учить некого будет. Все просто, логично, и удручающе - основным профилем образовательных учреждений стала подготовка к проверке Рособрнадзором.
Поэтому, "особое мнение" судьи КС, составленное в рамках одного из дел, можно было напрямую адресовать Рособрнадзору, который, приняв на себя роль контролирующего департамента, зашел слишком далеко. Сегодня это очевидная и уже изрядно набившая оскомину тема - вузы занимаются бюрократией в угоду Рособрнадзору. О какой уж тут автономии может идти речь?
Да, международный опыт показывает, что университеты и колледжи, которые внедряют собственную оценку качества знаний и создают уникальные программы сегодня более конкурентоспособны, нежели вузы, загнанные в заржавевшие железные тиски государственных чиновников. Станет ли когда-нибудь очевидность происходящего серьезной причиной для свободы образования в России?