Главные из бед, поразивших среднюю школу, обсудили в канун праздничного дня участники круглого стола «Права учеников и учителя в современной школе».
Как показали последние опросы, жизнь современного российского учителя среднестатистической школы такова, что денег ему платят в обрез, а вот работой нагружают настолько, что у него практически не остается времени не только на самосовершенствование и тем более развлечения, но и на элементарную подготовку к урокам.
Между тем, «у учителей, помимо обязанности готовиться к урокам, есть и право на это,- напомнил Амет Володарский - омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей.- Но из-за страшной перегруженности учитель этого права лишен: нет возможности. Вот он и перекладывает задачу обучения на родителей - за счет домашней работы. А те, вечно занятые на работе, перекладывают ее на репетиторов. И получается, что формально «бесплатная» школа становится мотиватором найма репетиторов под угрозой отчисления ребенка за неуспеваемость!»
Действительно, как показал последний опрос педагогов, проведенный ОНФ и представленный первым зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовью Духаниной, каждому третьему российскому учителю сегодня на ежедневные расходы пока хватает, а вот купить себе одежду им уже не по карману. При этом в прошлом году это касалось 28% учителей!
Зато педнагрузка стала совершенно непомерной. Чтобы хоть как-то выжить, каждый десятый наш учитель работает на две и более ставки, а 61% - на полторы и более, сообщила Духанина. При таком раскладе удивительно, как учителя находят хоть какое-то время, чтобы готовиться к урокам! А ведь помимо урочной нагрузки у них есть еще и внеурочная: экскурсии, музеи, сопровождение выпускников при сдаче ЕГЭ и прочие прелести, которыми нагружает их школа.
Кстати, многие права самой школы являются чисто номинальными, напомнил Володарский: «Ведь сфера образования в нашей стране является одной из самых зарегламентированных. Во всяком случае, чтобы выпустить в России филолога-китаиста, требуется гораздо больше всяческих лицензий, чем для выпуска лекарства, отпускаемого по рецептам!»
Не удивительно, что при тотальной зарегламентированности всего и вся, с одной стороны, и нечеловеческой усталости и задерганности учителей, с другой, государственная школа стремительно теряет остатки привлекательности для учащихся и их семей, и те бегут из нее без оглядки. В итоге «за последние несколько лет,- по словам Володарского,- произошел скачок в плане перехода детей на семейное обучение. И дело тут не в моде! Одной из главных пробоем является то, что школы из-за крайней зарегламентированности работают с детьми по архаичным образовательным стандартам, тогда как родители хотят индивидуального подхода, которого нынешняя школа дать не в силах».
Впрочем, частично сложившаяся ситуация объясняется незнанием своих законных прав, причем, не только со стороны учащихся, но и их учителей, а также школьной администрации. Для ликвидации этого пробела Любовь Дузханина подготовила брошюру «Учителя и ученики: права и обязанности», где содержится не только рассказ о правовом регулировании отношений между участниками образовательного процесса, но и конкретные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
«Для подавляющего большинства директоров российских школ, коих в нашей стране более 42 тысяч, многое из того, о чем сообщается в книге, наверняка, станет откровением,- подытожил омбудсмен по образованию.- Они этого просто не знают! Так что нужно допечатать столько дополнительных экземпляров, чтобы разослать это издание по всей стране!»
С Днем учителя вас, наши несчастные учителя!