Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС провели исследование среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, которое позволило определить рейтинг методических проблем при использовании новых педагогических технологий обучения.

С явным отрывом в «горячей десятке» лидирует отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место рейтинга поделили, в том числе, «неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников» и «незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности».

Далее в перечне следует неинформированность опрошенных о методах саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием, неумение адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности, ограничения возможности прохождения методических стажировок, а также незнание методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.   

Анализ полученных данных свидетельствует: несмотря на то, что требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) ориентированы на использование новых технологий с учетом формирования не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов образования, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Причем лидирующие позиции, как и прежде, занимает традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы – 60 %.  

Авторы исследования указывают на важнейшую организационную причину данной нестыковки – острую нехватку времени. Так, если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий обучающимся. Последнее обстоятельство наводит на мысль о возможной недооценке учителями значения методического обеспечения детской самостоятельной работы. 

Столь впечатляюще высокие по времени затраты на подготовку вызваны, по предположению ученых, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием необходимой компетентности, позволяющей рационализировать проектировочную деятельность, у преподавателей. В то же время важно, что участники опроса признают необходимость увеличения доли таких форм обучения, как компьютерное и интерактивное (с 32 до 41% учебного времени), самостоятельная классная работа (с 33 до 47%), конференции (с 10 до 16 %).

Анализ результатов исследования позволил также установить рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Отметим самые распространенные из них. Это «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов». Педагоги указывают и на недостаточное предложение услуг со стороны курсов повышения квалификации, высокую наполняемость классов (3-е место рейтинга) и дефицит необходимой методической литературы (4-е место), сетуют на «избыток различных совещаний» и «отсутствие компетентных консультантов». 

Все перечисленные барьеры тесно взаимосвязаны, подчеркивают авторы опроса. Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования. Вместе с тем, хотя недостаточную методологическую, психолого-педагогическую, методическую и технологическую компетентность (субъективные барьеры) респонденты оценили как менее значимую трудность в подготовке и проведении инновационных уроков (8 и 9 места рейтинга соответственно), принижать ее значение не следует. Некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств. 

В ходе данного исследования методических затруднений учителей при использовании новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ОО были опрошены 173 учителя начальных классов и 239 представителей основной и старшей школы. Педагогический стаж респондентов варьировал в интервалах: до 5 лет (8,9% от числа опрошенных), от 5 до 10 лет (9,9%), от 10 до 20 лет (33,9%) и педагоги-мастера (47,3%). Специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, были представлены 60,7% респондентов.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Школы - 31 марта 2020

Сроки перерегистрации участников досрочного периода ЕГЭ-2020 на основной период продлены до 8 апреля

Даты сдачи ЕГЭ участниками досрочного периода были перенесены, они будут сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ) в основной период.

Вузы - 30 марта 2020

Грозит ли пациенту врач-заочник

Коронавирус внес коррективы в самые разные сферы нашей жизни, начиная с цен на доллар и нефть и заканчивая графиками отпусков рядовых граждан. Система высшего образования отреагировала на пандемию переводом учащихся на дистанционное обучение.

Школы - 28 марта 2020

Посол русского языка

Вечером 26 марта 2020 года на 91-м году жизни от остановки сердца скончался академик, президент Государственного института русского языка им. Пушкина Виталий Григорьевич Костомаров.

Вузы - 30 марта 2020

Студентов отправили на каникулы с 28 марта по 5 апреля. Даже тех, на кого приказы Минобрнауки не распространяются

Нерабочая неделя, стартовавшая с этого понедельника, выдалась не только для работающих, но и для студентов.

Вузы - 29 марта 2020

Ученые МГУ выпустили словарь самых «медийных» терминов

В словаре представлены современные, опирающиеся на многолетние традиции изучения журналистики и массовых коммуникаций в России трактовки ключевых понятий и концепций, формирующих терминологический аппарат отечественных медиаисследований.

Школы - 27 марта 2020

Срок начала основного периода ЕГЭ-2020 будет перенесен на 8 июня, ОГЭ-2020 – на 9 июня

Такие решения приняты Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в связи с со складывающейся эпидемиологической обстановкой и объявлением нерабочими дней с 30 марта по 3 апреля»

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.2%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.8%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город