Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС провели исследование среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, которое позволило определить рейтинг методических проблем при использовании новых педагогических технологий обучения.

С явным отрывом в «горячей десятке» лидирует отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место рейтинга поделили, в том числе, «неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников» и «незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности».

Далее в перечне следует неинформированность опрошенных о методах саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием, неумение адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности, ограничения возможности прохождения методических стажировок, а также незнание методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.   

Анализ полученных данных свидетельствует: несмотря на то, что требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) ориентированы на использование новых технологий с учетом формирования не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов образования, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Причем лидирующие позиции, как и прежде, занимает традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы – 60 %.  

Авторы исследования указывают на важнейшую организационную причину данной нестыковки – острую нехватку времени. Так, если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий обучающимся. Последнее обстоятельство наводит на мысль о возможной недооценке учителями значения методического обеспечения детской самостоятельной работы. 

Столь впечатляюще высокие по времени затраты на подготовку вызваны, по предположению ученых, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием необходимой компетентности, позволяющей рационализировать проектировочную деятельность, у преподавателей. В то же время важно, что участники опроса признают необходимость увеличения доли таких форм обучения, как компьютерное и интерактивное (с 32 до 41% учебного времени), самостоятельная классная работа (с 33 до 47%), конференции (с 10 до 16 %).

Анализ результатов исследования позволил также установить рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Отметим самые распространенные из них. Это «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов». Педагоги указывают и на недостаточное предложение услуг со стороны курсов повышения квалификации, высокую наполняемость классов (3-е место рейтинга) и дефицит необходимой методической литературы (4-е место), сетуют на «избыток различных совещаний» и «отсутствие компетентных консультантов». 

Все перечисленные барьеры тесно взаимосвязаны, подчеркивают авторы опроса. Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования. Вместе с тем, хотя недостаточную методологическую, психолого-педагогическую, методическую и технологическую компетентность (субъективные барьеры) респонденты оценили как менее значимую трудность в подготовке и проведении инновационных уроков (8 и 9 места рейтинга соответственно), принижать ее значение не следует. Некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств. 

В ходе данного исследования методических затруднений учителей при использовании новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ОО были опрошены 173 учителя начальных классов и 239 представителей основной и старшей школы. Педагогический стаж респондентов варьировал в интервалах: до 5 лет (8,9% от числа опрошенных), от 5 до 10 лет (9,9%), от 10 до 20 лет (33,9%) и педагоги-мастера (47,3%). Специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, были представлены 60,7% респондентов.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
Вузы - 21 сентября 2020

Студенты столичных вузов примут участие в Московской этнографической олимпиаде

Цель проекта – расширение и популяризация этнографических знаний о народах России, гармонизация межэтнических отношений, профилактика распространения этноцентристских представлений, идей ксенофобии и экстремизма среди студенческой молодежи Москвы.

Вузы - 20 сентября 2020

За низкие зарплаты преподавателей ректоров вузов лишат стимулирующих доплат

Глава ведомства Валерий Фальков подписал приказ, лишающий ректоров госвузов стимулирующих доплат, если заработки основной массы преподавателей данного вуза значительно ниже уровня, предписанного майскими указом президента

Школы - 18 сентября 2020

Ефремов в СИЗО будет преподавать литературу?

Как стало известно СМИ, Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева недавно посетила несовершеннолетних, которые находятся в СИЗО «Водник». В этом же учреждении, как оказалось, в настоящее время содержится актер Михаил Ефремов

Вузы - 18 сентября 2020

С будущего учебного года правила приема в вузы сильно изменятся

Как стало известно РОСВУЗу, с 2021/22 учебного года Минобрнауки существенно изменит порядок приема в вузы, причем, на все программы обучения — и в бакалавриат, и в специалитет, и в магистратуру.

До школы - 19 сентября 2020

Минпросвещения: на карантин по коронавирусу закрыты менее 1% школ и детских садов

Как сообщил накануне министр просвещения Сергей Кравцов, «на 17 сентября, практически все детские сады, школы и учреждения среднего профобразования открыты и продолжают работу в очном режиме.

Школы - 17 сентября 2020

17-18 сентября состоится финал I Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности для школьников

В финал первого Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности вышли команда «Finhub Champions» (школа №17, г. Кузнецк, Пензенская область) и команда «Рокфеллеры» (школа №132, Барнаул, Алтайский край)

Новости по темам

Голосование

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.7%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.3%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город