Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС провели исследование среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, которое позволило определить рейтинг методических проблем при использовании новых педагогических технологий обучения.

С явным отрывом в «горячей десятке» лидирует отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место рейтинга поделили, в том числе, «неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников» и «незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности».

Далее в перечне следует неинформированность опрошенных о методах саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием, неумение адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности, ограничения возможности прохождения методических стажировок, а также незнание методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.   

Анализ полученных данных свидетельствует: несмотря на то, что требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) ориентированы на использование новых технологий с учетом формирования не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов образования, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Причем лидирующие позиции, как и прежде, занимает традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы – 60 %.  

Авторы исследования указывают на важнейшую организационную причину данной нестыковки – острую нехватку времени. Так, если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий обучающимся. Последнее обстоятельство наводит на мысль о возможной недооценке учителями значения методического обеспечения детской самостоятельной работы. 

Столь впечатляюще высокие по времени затраты на подготовку вызваны, по предположению ученых, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием необходимой компетентности, позволяющей рационализировать проектировочную деятельность, у преподавателей. В то же время важно, что участники опроса признают необходимость увеличения доли таких форм обучения, как компьютерное и интерактивное (с 32 до 41% учебного времени), самостоятельная классная работа (с 33 до 47%), конференции (с 10 до 16 %).

Анализ результатов исследования позволил также установить рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Отметим самые распространенные из них. Это «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов». Педагоги указывают и на недостаточное предложение услуг со стороны курсов повышения квалификации, высокую наполняемость классов (3-е место рейтинга) и дефицит необходимой методической литературы (4-е место), сетуют на «избыток различных совещаний» и «отсутствие компетентных консультантов». 

Все перечисленные барьеры тесно взаимосвязаны, подчеркивают авторы опроса. Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования. Вместе с тем, хотя недостаточную методологическую, психолого-педагогическую, методическую и технологическую компетентность (субъективные барьеры) респонденты оценили как менее значимую трудность в подготовке и проведении инновационных уроков (8 и 9 места рейтинга соответственно), принижать ее значение не следует. Некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств. 

В ходе данного исследования методических затруднений учителей при использовании новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ОО были опрошены 173 учителя начальных классов и 239 представителей основной и старшей школы. Педагогический стаж респондентов варьировал в интервалах: до 5 лет (8,9% от числа опрошенных), от 5 до 10 лет (9,9%), от 10 до 20 лет (33,9%) и педагоги-мастера (47,3%). Специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, были представлены 60,7% респондентов.

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Последние новости
До школы - 16 января 2024

Когда начинать развиваться? TOP RV

Важные изменения совершаются в психике ребенка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта. Ребенок усваивает такой инструмент познания, как наблюдение, и знакомится с окружающим миром. В этот период идет формирования основных нейронных связей мозга.

До школы - 12 октября 2022

Рособрнадзор – полицейский в образовании

По статистике Рособрнадзора, с 2014 по 2018 год количество государственных вузов сократилось на 17%, их филиалов – более чем в 2 раза, частных вузов стало в 2 раза меньше, а их филиалов – в 5 раз. При этом большинство учебных заведений были закрыты в результате массовых проверок и предписаний самого надзорного органа.

Вузы - 4 июля 2022

Бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных специалистов

Система вузовского образования сегодня четко нацелена на требование времени: молодежь должна получить профессию не только интересную, но и перспективную - которая будет востребована на рынке труда и сейчас, и через 20 лет.

Вузы - 28 ноября 2022

Какой будет стипендия в 2023 году?

Минобрнауки анонсировало существенное увеличение именных стипендий - они выдаются по строгому отбору и только на год. Обычная стипендия - тоже вырастет, но лишь на уровень инфляции.

Школы - 23 августа 2022

Нас ждет учебный год по-новому

Впервые торжественная линейка 1 сентября начнется с государственного гимна и поднятия флага. При этом церемония станет еженедельной для всех школ, а честь поднимать флаг нужно будет заслужить - такая возможность появится у учеников, учителей и родителей. Какие еще новшества ждут школу в наступающем учебном году?

Школы - 6 июня 2022

В понедельник проходят ЕГЭ по истории и физике

Сегодня, 6 июня, пройдут экзамены по истории и физике. На участие в ЕГЭ по истории заявилось более 102,5 тысячи человек. Единый по физике намерены сдавать около 114 тысяч участников.

Новости по темам

Голосование

15 сентября 2020 Опрос от РосВуз
Какую школу или детский сад вы выберете при условии бесплатного обучения?
Частное образовательное учреждение 51.8%
Государственное образовательное учреждение 48.2%

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 52.3%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 47.7%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город